Художник внутри вас

         

Рисунок уя края форм и пространств



Рисунок уя края форм и пространств, вы выполняете "модифицированный контурный рисунок". Поэтому линии будут очень медленными, и вы, двигаясь вдоль краев, будете переносить на бумагу как можно больше подробной визуальной информации - в идеале, всю. Не пожалейте времени, и вы по-настоящему насладитесь этим рисунком.









Рисунок унки



Рисунок унки

как красивые жесты

Поэт и художник Уильям Блейк (1757-1827) говорил своим друзьям-художникам: "У вас есть та же способность (видеть), что и у меня, вам нужно лишь доверять ей и культивировать ее. Вы способны видеть то же, что и я, если захотите". Однажды он сказал молодому живописцу: "Вам нужно лишь развить воображение до состояния зрения, и дело сделано".

Из книги А. Джилкрайста "Жизнь Уильяма Блейка", 1880

Наша цель - найти способы извлекать части мыслительного процесса из вербальной ловушки, что позволит нам последовать совету поэта Уильяма Блейка и "развить воображение до состояния зрения". Розамонд Гардинг в своей книге "Анатомия вдохновения" (1948) так прокомментировала слова Блейка: "Сколь фантастичным ни покажется этот совет, не может быть никаких сомнений в том, что развитие воображения до состояния зрения является постоянной практикой творческих мыслителей".

Такого рода зрение (по моей терминологии, восприятие в П-режиме) возникает тогда, когда Л-режим удается убедить отстраниться от работы. Но в стадии Насыщения восприятие необходимо облекать в слова, и поэтому мы нуждаемся в совместной работе двух режимов: чтобы вербальное мышление направлялось эвристикой визуального мышления.

Этот альянс, однако, труднодостижим, потому что, сталкиваясь с информацией, которая кажется противоречивой или безнадежно сложной, вы испытываете искушение цепляться за то, что вы уже "знаете" или "думаете", что знаете. Та же ситуация возникает при рисовании, где возникает искушение рисовать то, что вы "думаете", что видите, а не то, что есть на самом деле. И опять виновником этого является Л-режим, и его нужно обманом отстранить от работы.

В блейковском "состоянии зрения" человек на мгновение приоткрывает пелену, которая отделяет нас от сложной, глубокой, многослойной реальной вселенной, существующей большей частью вне человеческого сознания. Экстатическое воображаемое видение художника парадоксальным образом часто возникает, по предположению Артура Кестлера, из восприятия реальности в новом свете. Многие художники говорят об "ином видении", об открытии занавеса хотя бы на мгновение. Как сказал Блейк, эта способность художественного восприятия - вопрос вашего выбора, она всегда присутствует в вас, - нужно лишь доверять ей и развивать ее. Давайте проверим это с помощью "рисования жеста", упражнения, которое собьет с толку Л-режим и продемонстрирует вам первый базовый навык рисования.



Рисунок унки мастеров конечно





Рисунок унки мастеров, конечно, накладывают поверх глубинной структуры образ и смысл и поэтому находят живой отклик в разуме зрителя. На Рисунок 7.22 и 7.23 приведены рисунки мастеров, базирующиеся на теме "энергичность" или "сила" и раскрывающие лежащую в их основе структуру взрыва. Рисунок Роя Лихтенштейна сам является почти аналогией. Подспудную структуру рисунка Рембрандта ¦"Ряженые* (Рисунок 7.22) поначалу, возможно, рассмотреть нелегко. Натан Гольдштейн, автор хорошо известных книг по рисованию, так описывает конфигурацию:

"Вблизи точного центра рисунка рука, держащая поводья, являет собой центр расходящегося взрыва ли-



Рисунок ункижесты в некотором



Рисунок унки-жесты в некотором смысле подобны технике решения проблем, именуемой "мозговой атакой". При проведении мозговой атаки группа специалистов, числом не более дюжины, работает в течение заранее установленного промежутка времени над конкретной проблемой, одновременно высказывая вслух идеи, которые приходят им в голову, сколь бы странными или абсурдными они ни казались. В течение этого промежутка времени судить о высказанных идеях или оценивать их категорически запрещено. Атмосфера поддерживается максимально раскованная. Все предложения записываются, обычно на доске, для последующей оценки. Главную цель мозговой атаки - как и второй стадии творческого мышления, Насыщения, - можно определить так:

Для проекта, который обещает быть дорогостоящим или поглощающим много времени или энергии, рекомендуется собрать всю доступную информацию и все возможные общие представления о решениях проблемы, чтобы затем тщательно оценить их.

Мозговая атака проявила себя как достаточно успешная техника мышления для таких разных профессиональных групп, как педагоги, поэты-песенники, менеджеры и научные команды. Недавние исследования, однако, показали, что эта техника еще более эффективна, когда каждый работает в одиночку, и причины этого достаточно очевидны. Во-первых, от большинства из нас требуется много мужества, чтобы вслух высказывать странные и абсурдные идеи в конкурентной деловой обстановке, особенно в присутствии начальства. Во-вторых, мозговая атака сильно зависит от речевого режима работы мозга и потому не позволяет включиться именно тому режиму, который необходим, - ускользающему, игривому, зрительно-образному П-режиму.

Я предлагаю иную технику: визуальную мозговую атаку посредством рисунков-жестов. Давайте попробуем.

1. Из папки, где вы храните свои рисунки, достаньте свою "проблемную аналогию". Рассмотрите ее еще раз и прочно утвердите в памяти. Думайте о каких-то идеях, вытекающих из рисунка. Затем закройте глаза и визуализируйте свою аналогию мысленным зрением. Сделайте это несколько раз, пока не сможете ясно "видеть" рисунок в уме. После этого положите "проблемную аналогию" обратно в папку.

2. Затем поразмышляйте о своей проблеме или ситуации, которая благодаря аналогии попала в фокус сознания, отыскивая в уме какие-то вопросы, какую-то новую информацию, возможные связи, пробелы в ваших знаниях, касающихся данного вопроса. Список вопросов на полях может слегка расшевелить память и помочь отыскать относящиеся к делу биты информации, но просмотрите его до того, как начнете рисовать.

Помните, мы имеем дело с восприятием краев и для определения краев - где кончается одно и начинается что-то другое, - используем линии. Думайте о "проблемной аналогии". Думайте о линиях как краях. Какие края ясны, а какие нет? Где самые крупные участки, которые вообще не содержат линий. Может быть, вы совсем недавно узнали что-то, что могло бы лечь в пустые участки? Может быть, формы должны стать иными - больше,

Если самокритика имеет тенденцию подавлять свободу самовыражения в рисовании, может помочь следующее короткое упражнение с визуализацией, предложенное психотерапевтом Бетти Кронски:

"Я обнаружила один полезный метод установления контакта с внутренним критиком: упражнение с фантазией. Художнику предлагается вообразить себя работающим в таком пространстве, которое он представляет идеальным для работы... Раздается стук в дверь - это его критик. Когда художник в своей фантазии открывает дверь, он видит стоящего там критика. Он заговаривает с ним, отвечая на критику всеми возможными аргументами.
Это упражнение помогает уточнить природу внутренней самокритичности. Является ли она доброкачественной и конструктивной, может быть, даже желанной? Или она негативная, жестокая и деструктивная? Кто этот человек в дверях? Это родственник, учитель, знакомый? Здоровая часть личности может найти способ противостоять критике и, может быть, направить ее энергию на благо творчества". Освобождение мыслительного процесса: важность гештальта", 1979



Рисунок унок Огастаса Джона изображающий



Рисунок унок Огастаса Джона, изображающий ирландского писателя Джеймса Джойса (Рисунок 18.7), проиллюстрирует момент, который представляется достаточно очевидным, но о котором все же следует сказать: когда свет падает на неровную поверхность, какой является поверхность лица, формы участков света и тени определяются конкретной формой поверхности (лица). На другом лице, освещенном точно тем же источником, под тем же углом, формы светотени будут другими (см. Рисунок 18.5).

Из этого утверждения логически следует, что верно и обратное: из определенных форм светотени возникает строго определенное лицо. Измените эти формы, и лицо станет другим. Вспомните скрытые изображения слов FLY и WIN, и вы увидите связь с данным выше утверждением: если бы слова были другими, иными были бы и белые, и черные формы.

Прежде чем вы скажете, что это совершенно очевидно, поспешу добавить, что самой удивительной (но и самой требовательной) вещью в видении и рисовании светотени является то, что каждая форма уникальна. Никаких обобщений; нет двух одинаковых форм. Когда Огас-тас Джон рисовал портрет Джойса, например, он должен был воспринимать тень, отбрасываемую на лицо Джойса его очками, как уникальный пример. На строго конкретную форму тени оказывают воздействие и конкретная форма очков, и конкретная форма лица Джойса, и конкретное освещение. Если бы это был другой человек, или другие очки, или другое освещение, тень, отбрасываемая очками, была бы другой. Более того, если бы сам Джойс позировал в несколько ином положении, например, повернувшись к художнику на четверть оборота, светотень была бы совершенно иной, хотя это было бы то же самое лицо - и каждую форму пришлось бы воспринимать заново, такой, какой она была бы на самом деле, иначе художник не добился бы и малейшего сходства.

Эта информация не обрадует ваш Л-режим. Как мы уже видели раньше, такое видение прямо противоречит потребности Л-режима отыскать общее правило и руководствоваться им. Кроме того, формы света и тени, возникающие, например, на человеческом лице, никак не связаны со старыми символическими формами, которые развились в детстве и привязаны к словам и категориям (глаза, нос, рот, уши и так далее). Однако возникает парадокс (для успокоения Л-режима): если формы светотени на лице нарисованы точно так, как вы их видите, - то есть обеспечивают ровно столько намеков на черты лица, сколько нужно, и не более, - воображение само проецирует все черты лица на формы теней, получая глаза, нос, рот, уши и все остальное! Например, если вы смотрите на левый глаз Джойса, разве вы не видите сами глаз, радужку, веки, выражение? Теперь переверните книг}' и взгляните на левый глаз. Вы увидите, что там ничего нет - ни глаза, ни радужки, ни век, ни выражения. Есть лишь пятно тени. Верните книгу в обычное положение. Теперь вы видите, что это вы сами наложили все перечисленные детали на рисунок, пользуясь своим воображением? Важно отметить, что ваше воображение всегда получает правильное изображение. Художнику нет нужды рисовать все детали; достаточно пары намеков - и Огастас Джон дал нам именно это, не больше.



Рисунок унок сопровождается Лрежимным



Рисунок унок сопровождается Л-режимным описанием: "Куда я иду? Одна часть меня хочет заняться бизнесом или юриспруденцией и стать большим человеком; другая хочет заняться моделированием одежды. Другая часть просто запуталась!"









Рисунок второй понятие против восприятия



Рисунок второй: понятие против восприятия

Я наблюдала за студентом Р. Ф. и увидела, что он очень долго рассматривал флаг и в нем явно боролись две различные точки зрения; каким образом полосы, которые, как известно, прямые и параллельные, могут на самом деле пересекаться между собой под прямым углом? Чтобы разрешить эту головоломку, Р. Ф. должен был принять этот парадокс и позволить зрительному восприятию флага в П-режиме возобладать над своей первой реакцией, реакцией Л-режима. Внимательно глядя на флаг, он переживал эту борьбу. Затем по изменению выражения его лица я увидела, как его "осенило". Он немедленно приступил к рисованию и выполнил второй рисунок (Рисунок 16.2), который оказался гораздо ближе к реальности - к тому действительному стимулу, который воздействует на сетчатку глаз.



Рисунок выполняемый с "модели"



Рисунок 15.10. Рисунок, выполняемый с "модели"

4. Разместите свою "модельную" руку в какой-нибудь интересной позиции, предпочтительно чтобы какая-то часть ее виделась в ракурсе (чтобы пальцы или запястье выступали в вашу сторону) и имелись интересные негативные пространства. (Помните, что руку вы должны держать неподвижно, так что ее положение должно быть достаточно комфортабельным).

5. Рассмотрите негативные пространства, порождаемые положением руки, и на короткое время сосредоточьтесь на одном из них. Это положит начало переходу в П-режим восприятия.

6. Заметьте, что линии формата на листе бумаге, где покоится "модельная" рука, служат ориентирами для определения углов. Вы можете спросить себя: "Под каким углом относительно этого вертикального края формата находится край руки?" Или, глядя на негативное пространство (помеченное буквой "а" на Рисунок 15.9), задайте себе вопрос: "Какова форма пространства, ограниченного форматом и краем руки?" Вы заметите, что негативные пространства вокруг пальцев тоже становятся легко заметными благодаря линиям формата, которые ограничивают модельную руку и пространства вокруг руки.

Кроме того, вы можете начать работать с пропорциями. Спросите себя, например: "Какова длина этого пальца относительно его ширины?" Или: "Насколько широк большой палец в конце по сравнению с его шириной в основании?"

7. Заметьте также, что любую позитивную форму можно рассматривать как негативную. Например, форма,



"Рука держащая чашку" студентки Кэрол Фреч



Рисунок 16.5. "Рука, держащая чашку" студентки Кэрол Фреч












Сдвоенные кубы Неккера Сосредоточьтесь на центральной точке



Рисунок 16.11. Сдвоенные кубы Неккера. Сосредоточьтесь на центральной точке












за шагом к Вынашиванию



Шаг за шагом к Вынашиванию

Таким образом, чтобы начать процесс Вынашивания, вы должны, прежде всего, достичь тупика в стадии Насыщения, той точки, откуда вы не можете двигаться дальше по пути снабжения мозга информацией. Вы оказались на краю доступных знаний о рассматриваемой проблеме, но решения по-прежнему не видно.

Следующие шаги могут приблизить вас к стадии Вынашивания, хотя это только одно из возможных предложений - индивидуальных подходов может быть столько же, сколько есть творческих людей.

1. Соберите все свои рисунки, может быть не в том порядке, как вы рисовали их, так, чтобы аналоговые рисунки, сделавшие мышление видимым через чистый язык линии, смешались с рисунками, на которых вы изучали навыки восприятия, - реалистичными рисунками того, что находится "вовне". Вы увидите, что все пять приемов рисования, которые вы только что изучили, уже присутствовали в ваших аналоговых рисунках: края, негативные пространства, соотношения и пропорции, светотень, геш-тальт. В своих ранних рисунках вы использовали эти приемы подсознательно и интуитивно - вы в то время знали больше, чем знали, что знали. И наоборот, вы также обнаружите, что в ваших "реалистичных" рисунках присутствует невербальный язык линии: расположение в формате, жирные и тонкие линии, ломаные и плавные кривые, выразительные структурные формы, которые опять же использовались на подсознательном, интуитивном уровне. И еще вы обнаружите, что во всех ваших рисунках присутствует ваш личный стиль рисования - ваша уникальная подпись.

Писатель Джулиан Дюгид описывает процедуру, предложенную ему человеком, с которым он познакомился на борту корабля:

"- Вы хотите писать рассказы? - спросил он. - Нет ничего легче. Ваш инстинктивный разум помнит каждое событие, когда-либо происходившее с вами... Он сам создаст из ваших переживаний сюжет. Вам нужно лишь потереть лампу.
- А техника этого? - спросил я.
- Наш инстинктивный разум никогда не спит. Это только высшие уровни мозга отключаются, когда мы ложимся спать. Вы достаточно легко можете проверить это на себе.
- Звучит интересно. Что я должен сделать?
- Это действительно интересно. Перед тем как отключиться, просто сообщите своему подсознанию, чего вы хотите. Наутро рассказ будет готов... Кстати, - сказал он чуть погодя, - здесь нечего бояться... Раб лампы - ваш слуга... И было бы неплохо звать его по имени.
Я решил, что буду звать этого незнакомца, таящегося внутри меня, Помощником". Дюгид "Меня убедили", 1941

И еще несколько примеров: Джулиус Кинг, главный дизайнер Центра передовых концепций компании "Дженерал моторе" говорит о том, что он консультируется со своим "Компаньоном", когда работает над творческим решением проблем.

Кинг указывает на то, что словарь Уэбстера определяет слово "компаньон" как (1) товарища и (2) как человека, которого нанимают для совместной жизни и услужения. Из беседы, Лос-Анджелес, 19 октября 1984 г.

Мильтон ссылался на свою "Небесную покровительницу, которая... диктует мне мои не обдумываемые заранее стихи"

"Песни создали меня, а не я их", - говорил Гете. "Это не я мыслю, - говорил Ламартин, - это мои идеи мыслят за меня". Из книги Джейнс *Истоки сознания в анализе двухкамерного разума*, 1976

Математик Жак Адамар цитирует письмо, написанное ему лингвистом Романом Якобсоном:

"Знаки (образы) являются необходимой опорой для мышления... самой обычной системой знаков является то, что обычно называют языком; но внутреннее мышление, особенно в процессе творчества, охотно использует другие системы знаков, более гибкие, менее стандартизированные, чем язык, и оставляющие больше свободы, больше динамизма для творческого мышления".
Якобсон считал самыми эффективными для творческой работы "личные знаки, которые, в свою очередь, можно подразделить на постоянные знаки, относящиеся к общим привычкам и к индивидуальности рассматриваемого человека, и эпизодические знаки, которые создаются специально для участия в конкретной творческой работе". Адамар "Психология открытий в области математики", 1945

Теперь мысленно пересмотрите визуальную информацию и вербальные интерпретации, которые пробудили в вас эти рисунки.

2. Возьмите три своих "предварительных рисунка" и сравните их с позднейшими рисунками. Как и многие мои студенты, вы можете испытать шок, глядя на них. Может ли быть, что "предварительные рисунки" выполнял тот же самый человек? Можете ли вы разглядеть то "состояние ума", в котором вы выполняли свои предварительные рисунки (Л-режим или П-режим)? Вы видите, как зрительная информация трансформировалась в упрощенные, символические формы, дабы соответствовать языковым концепциям и программам вашего мозга? Задумайтесь над тем, насколько далеко вы ушли в овладении приемами рисования и в своей способности выражать себя через рисунок.

Теперь мысленно пересмотрите пять компонентов рисования и затем преобразуйте их в эвристику для решения проблем.

3. Отложите все в сторону и сосредоточьтесь на проблеме, на время приняв неизбежность ощущения беспокойства, которым сопровождается эта стадия перехода от Насыщения к Вынашиванию. Вы хотите, чтобы ваш мозг поработал над проблемой, поэтому вы должны быть готовы признать, что в данный момент вы не знаете решения. Это требует некоторой твердости, степень которой зависит, конечно, от важности проблемы.

4. Далее, пересмотрев все приобретенные к настоящему времени знания по исследуемому вопросу, знания, доведенные до предела, проинструктируйте свой мозг насчет поиска решения. Вы можете "бросить письмо в почтовый ящик", можете дать задание, которое должно быть выполнено к определенному дню и часу, а можете просто сказать, как я сказала: "Ладно. Сам ищи".

5. Теперь вы свободны - можете ехать в отпуск или заняться другой работой, пока ваш мозг "думает в сторонке". Проблема останется где-то "на задворках" вашего ума, вне рационального сознания. Опять же можно ожидать, что вы будете испытывать чувство неудовлетворенности или беспокойства, даже острой тревоги, если проблема важна для вас. И даже осознание того, что беспокойство является неотъемлемой частью процесса, не поможет облегчить его. Вы должны просто иметь достаточно мужества, чтобы вытерпеть это.

Ваш мозг не подведет вас. В один прекрасный день, когда вы будете вести машину по шоссе или мыться в душе, ответ придет к вам как гром среди ясного неба.



Шейла Шумахер 31 января 1984 г Рисунок 2 18 Шейла Шумахер портрет



Рисунок 2.17. Шейла Шумахер, 31 января 1984 г. Рисунок 2.18. Шейла Шумахер, портрет

однокурсницы, 30 марта 1984 г.

Свежий взгляд

Чтобы подавить это влияние, в следующем упражнении я предложу вам выполнить еще один рисунок, на этот раз не мучительный, а забавный. Это упражнение открывает вам путь к контролю над своим умонастроением, заключающийся в том, что вы обманываете свой Л-режим, оставляя его без работы. Оно призвано продемонстрировать вам несколько моментов. Во-первых, когда особые условия позволяют вам "отстранить" Л-режим, вы способны видеть и рисовать уже сейчас. Во-вторых, когда воспринимаемое извне оказывается в не знакомом вам положении, обычные процессы узнавания и именования замедляются и испытывают такие затруднения, что Л-режим в конце концов отказывается от попыток называть предметы и расфасовывать их по категориям. В-третьих, воспринимаемые части (оставшиеся неназванными), становятся интересными сами по себе, как и соотношения между ними. И в-четвертых, разум может быть удивлен, даже шокирован, когда особые условия возвращаются к "нормальным" и происходит (вербальное) узнавание вещей. Особое условие, которое я предлагаю, - это перевернутое рисование.



Симоне Кантарини (16121648) *Этюды



Рисунок 7.15. Симоне Кантарини (1612-1648). *Этюды младенца в разных позах". Красный мелок. Библиотека Пьёрпонта Моргана











Сюзанна Майерс художница



Сюзанна Майерс, художница











Скотт Элдеркин 8 сентября 1984 г



Рисунок 2.3. Скотт Элдеркин, 8 сентября 1984 г.











Следующий шаг только вы бумага и карандаш



Следующий шаг: только вы, бумага и карандаш

Использование сетки с необходимостью пауз для повторного задания ей нужного положения и оценки углов и пропорций может показаться несколько утомительным и медлительным процессом. Сетка тем не менее является прекрасным инструментом для тренировки навыка визирования. Теперь вы готовы, однако, перейти к более простой, быстрой и элегантной процедуре, где единственным необходимым инструментом для визирования является карандаш, которым вы рисуете.

Эта техника подразумевает, что вам почти не потребуются паузы для визирования: рука, держащая карандаш лишь останавливается на мгновение, и вы вытягиваете ее, как показано на Рисунок 17.17. Затем вы продолжаете рисовать. Визирование становится простой и быстрой процедурой.



Смысл послания



Смысл послания

Следующий шаг - понять информацию или послание рассудком, облачив аналогию в слова. В соответствии со словами Андре Бретона, приведенными на полях, мы должны связать визуальный язык аналогии (П-режим) с вербальным языком (Л-режимом). Помните, однако, что слова служат лишь для "обозначения" или заголовка аналогии, чтобы только ухватить ее смысл, и не могут даже близко объять всю ее сложность.

Но этот шаг необходим, иначе хрупкое послание из "другого состояния бытия", по терминологии Роберта Музиля,* исчезнет. Трюк состоит в том, чтобы удержать в уме одновременно оба описания - визуальное и вербальное - как два представления одного и того же, в равной степени действительные и в равной степени ценные, взаимодополняющие.

Таким образом, в завершение упражнения еще раз рассмотрите свой рисунок, а затем опишите его смысл словами, либо молчаливо (письменно), либо вслух самому себе или кому-то еще.

Если вы записываете слова, я рекомендую воспользоваться другим листом бумаги или писать на обратной стороне. Это позволит рисунку сохранить свою девственную чистоту и сообщать свое сложное послание без вмешательства вербального режима, который имеет тенденцию подавлять и ограничивать визуальный язык. Вы можете, если хотите, писать подробно и пространно, а можете ограничиться одним лишь словом. Помните, однако, что слова могут лишь начать представлять бесконечно более сложный рисунок, и поскольку вы имеете двойное его представление, в длинном словесном описании особой нужды нет.

Теперь, в качестве следующего шага, нужно запомнить аналогию. Попрактикуйтесь в том, чтобы одновременно удерживать в уме рисунок и слова. Посмотрите на свой рисунок. Вообразите, что делаете мысленный снимок: запомните его вид. Закройте глаза и попытайтесь представить образ внутренним зрением. Если не можете, еще раз рассмотрите рисунок, сделайте мысленный снимок, закройте глаза и увидьте образ. Рядом с рисунком внутренним оком увидьте те слова, которые вы записали. Вы можете их прочитать? Представьте рисунок и слова бок о бок. Если какая-то часть неясна, посмотрите на рисунок или слова еще раз и повторите процесс. Это не должно занять много времени; часто для запечатления этих образов в уме бывает достаточно мгновения, потому что они исходят в первую очередь из вашего (правого и левого) разума

Наконец, вы должны постичь свой рисунок как "вещь как она есть и ничто иное". Это третье требование Фомы Аквинского к красоте - quadditas, или самость, вещи. Эти простые рисунки, которые, если выражаться словами философа, "исходят из сердца", обладают цельностью, коренящейся, я думаю, в правдивости их содержания, которое является спонтанным, гармоничным и нестереотипным. Еще раз обратившись к своему рисунку, увидьте его цельность и гармонию и воздайте ему почести за мгновение "ослепительно яркого безмолвного состояния эстетического наслаждения".

Австрийский писатель Роберт Музиль сформулировал "два основных состояния человеческого бытия", которые кажутся уместными здесь. Краткий обзор идей Музиля см. нас. 116.



Смысл в языке и в рисунке



Смысл в языке и в рисунке

Почему это так? И так ли это вообще? Неужели этот параллельный язык все люди, по крайней мере принадлежащие к одной культуре, "читают" примерно одинаково? Каким образом рисунок может иметь смысл? Если обратиться к другому языку - вербальному, - можно согласиться с Джорджем Оруэллом, что слова, какими бы ограничивающими и ограниченными они ни были, обычно означают то, что означают, и что люди обычно согласны с этими значениями. Ведь, как уточняет писательница Гертруда Стайн, слово "роза" означает именно розу и ничто другое. Не может ли быть такого же общего согласия в отношении смысла рисунков? Если это так, это было бы, наверное, дополнительным свидетельством в пользу возможного существования "глубинной структуры" визуальной формы, лежащей в основе изобразительного искусства, которая вплетена в человеческий мозг, может быть, подобно той структуре для человеческой речи, существование которой постулировано Ноамом Хомским. Аналоговые рисунки, возможно, тоже указывают на существование такой структуры.

Символический язык присущ человеку, как присуще человеку создание произведений искусства - рисунков,



Состыковка пространств и форм



Состыковка пространств и форм

В следующем упражнении вы выполните "настоящий" рисунок, полный рисунок своей руки, используя два компонентных навыка комплексного умения рисовать - навыки восприятия краев и пространств. Вы также чуть-чуть приобщитесь к третьему навыку - восприятию соотношений и пропорций.

Главная цель этого упражнения - предоставляемая вам возможность понаблюдать за своими реакциями при переживании того иного умонастроения, которое требуется для выполнения этого рисунка. Постарайтесь замечать как можно больше, но так, чтобы ваши наблюдения не мешали рисованию. Если ваш разум выскальзывает из этого умонастроения, замечайте, что вы делаете для того, чтобы вернуться в него. Замечайте любые проявления беспокойства или неудовлетворенности. Замечайте ощущения радости, удовлетворения, удовольствия. Наблюдайте, если сможете, за своей концентрацией. Отмечайте свою реакцию в тех случаях, если вам кто-то мешает. Все эти наблюдения помогают научить разум переключаться в умонастроение, необходимое для рисования, усилием воли. Вы, разумеется, опять обманываете Л-режим, вынуждая его отстраниться от работы по восприятию того, что есть на самом деле. Благодаря этому П-режим может собирать информацию, которая в противном случае могла бы быть упущена, и представлять ее разуму во всем единстве ее восприятия, чрезвычайно важном на стадии Насыщения творческого процесса.



Совместная работа двух основных режимов мышления



Совместная работа двух основных режимов мышления

Два основных режима познания - Л-режим и П-режим - сообщают друг другу о своем отдельном видении реальности посредством мощного пучка нервных волокон, именуемого мозолистым телом, который соединяет два полушария мозга и передает обработанную информацию от одного к другому. Таким образом два взгляда на реальный мир согласуются между собой, позволяя нам сохранять ощущение единства своего "я", чувствовать себя одним человеком.

Кроме того, во многих вопросах повседневной жизни два основных мозговых режима могут конкурировать и сотрудничать, работая над одной и той же информацией или задачей, причем каждое полушарие играет свою собственную роль. Это можно проиллюстрировать через аналогию: при шитье одна рука держит ткань, в то время как другая работает иголкой; при игре в теннис ноги несут игрока в нужную точку площадки, в то время как рука действует ракеткой. Так, в музыке, например, Л-режим читает ноты и поддерживает ритм, в то время как П-режим управляет тональностью, мелодией и выразительностью. В большинстве видов человеческой деятельности чувство раздельности мозговых режимов и разницы между ними приглушается и не осознается.



Сознание из глубины



Сознание из глубины

Однако некоторое внутреннее осознание двойственности мозга, по-видимому, дремлет где-то в глубине человеческого сознания, выходя на поверхность, подобно айсбергу, в самом языке. Например, философы на протяжении веков предлагают два пути познания внешнего мира:

руками. Кроме того, недавние исследования указывают на менее явное распределение функций между полушариями, чем это представлялось ранее. Придуманные мною термины "Л-режим" и "П-режим" обозначают скорее стиль мышления, нежели жесткую привязку к конкретному местоположению функций в том или ином полушарии.

"Специализацию отдельных полушарий не следует преувеличивать... Правое полушарие мозга все-таки обладает рудиментарными лингвистическими способностями. Кроме того, безусловно, существует множество задач, где оба полушария обычно работают совместно".

Норман Гешвиид "Специализация в человеческом мозге", 1979


"Стихотворение для левой и правой руки"
Мэрилин Томпсон

Левая рука бороздит пальцами воду, Правая вяжет узлы.
Правая шьет, Левая спит в шелке.
Правая ест,
Левая слушает под столом.
Правая клянется, Левая носит кольца.
Правая выигрывает, правая
проигрывает, Левая держит карты.
Левая перебирает струны, А правая бегает вверх-вниз, вверх-вниз.
И когда правая не может уснуть и путешествует по миру против часовой стрелки,
Левая похоронена.
О левая рука, ты так
безмятежна! Разве у тебя есть дети, собака,
любовницы и долги?
Это правая рука делает
покупки, переключает скорости, делает карьеру, кормит ребенка серебряной
ложечкой. Это правая рука держит нож,
чтобы отсечь левую руку.
Левая рука ждет слепую собаку,
держа в ее пасти перчатку правой.
это единственный шанс для правой.
"Атлантик мансли ", сентябрь 1975 г., том 236, №3, с. 38. Перепечатано с разрешения автора.

Нож падает, звенит. Левая рука -через интеллект или через эмоции; через логический анализ или через метафорический синтез. В языке полно сдвоенных терминов: инь и ян, рассудочный и поэтический, абстрактный и конкретный, научный и мнимый. Люди часто говорят о себе как о двух разных личностях, сосуществующих в тандеме: "Какая-то часть меня хочет того-то, но, с другой стороны, я знаю, что мне лучше поступить так". Или: "Иногда я бываю рассудочным, собранным, надежным, но в другое время меня словно подменяют".

Неравноправие правой и левой руки у большинства людей является, конечно же, наиболее зримым внешним свидетельством двойственности мозга - правая рука управляется (обычно) доминирующим левым полушарием, а левая - подчиненным правым. Стихотворение Мэрилин Томпсон представляет взгляд художника на характеристики, часто приписываемые левой и правой руке и, следовательно, самим мозговым полушариям.



Сравните пропорции головы модели



Рисунок 18.22. Сравните пропорции головы модели и головы портрета. Улыбка на лице художника Дона Бакарди, кажется, приглашает зрителя понять, что искажение было намеренно. Фото <Лос-Анджелес тайме"











Сравните размер верхней и нижней половин головы



Рисунок 18.20. Сравните размер верхней и нижней половин головы











Стив Голдстоун 8 сентября 1984 г



Рисунок 2.9. Стив Голдстоун, 8 сентября 1984 г.











Стратегии Насыщения и не только



Стратегии Насыщения и не только

В стадии творческого процесса, называемой Насыщением, видение того, что находится перед глазами, не уступает по важности информации, представляемой разуму любым иным образом. Изучая компонентные навыки рисования, вы научитесь новому способу представления информации мозгу: перекраивая ее и манипулируя ею посредством визуальных стратегий при сохранении ясного взгляда на организующий принцип - цель исследования. Это иной метод исследования, не менее ценный, я полагаю, чем более привычные методы.

Изучая компоненты умения видеть и рисовать, вы также научитесь лучше понимать то, в чем просветили вас аналоговые рисунки - что рисунки несут в себе смысл. Вы обнаружите, что линии, формы и структуры, которые вы так легко и интуитивно использовали при выполнении аналоговых рисунков, суть те же самые компоненты, уже существующие в подсознании, которые вы можете развить и использовать уже сознательно. Так вы овладеете визуальным словарем и набором сознательных визуальных стратегий и сможете использовать их с максимальным эффектом. Пришло время извлечь на поверхность силу вашего восприятия.



Структура как значение



Структура как значение

Бесконечного разнообразия аналоговых рисунков можно было ожидать - и действительно, двух одинаковых рисунков нет. Удивляет, однако, существование структурного сходства у рисунков, которые выражают одно и то же понятие, например "гнев" (Рисунок 7.8), "радость" (Рисунок 7.13), "спокойствие" (Рисунок 7.16) и так далее. И это структурное сходство возникает достаточно часто, чтобы предположить, что здесь не обходится без общей для всех людей интуиции, которая вносит свой вклад в визуальное понимание смысла рисунка. Это структурное сходство легче всего увидеть, если просмотреть большое количество рисунков сразу. Мы просмотрели коллекцию рисунков понятия "гнев". Теперь давайте посмотрим на рисунки другого понятия, "радость".



Студенческие



Рисунок 7.19. Студенческие

аналогчные рисунки понятия Низкое расположение депрессии

"депрессия" Студенческие аналогии понятия "депрессия" (Рисунок 7.19)

особенно интересны с точки зрения их структурной схожести. Многие из моих студентов помещали линии в нижней части прямоугольника, что явно было сделано неслучайно, так как повторяется многократно. Впрочем, удивляться тут нечему. Подобную связь можно отследить и в языке - например, в выражении "упасть духом". Это вновь навело меня на интересный вопрос: в древней человеческой культуре язык развился для "обозначения" ранее существовавших визуальных структур или язык был первым, а визуальные структуры были позже подогнаны под вербальные структуры? Как бы то ни было, студенты интуитивно выразили это понятие с помощью визуального языка, где расположение форм в четырех границах формата столь же многозначительно, как и сами формы.



Студенческие аналогии различных понятий



Рисунок 7.31. Студенческие аналогии различных понятий

"Художник, таким образом, выражает чувство, но не так, как выпускает пар политик или смеется и плачет ребенок. Он формулирует ускользающий аспект реальности, который обычно считается аморфным или хаотическим, то есть делает субъективное царство объективным". Сюзан К. Лангер "Философия в новом ключе*, 1942



Студенческие аналоговые рисунки понятия "спокойствие"



Рисунок 7.16. Студенческие аналоговые рисунки понятия "спокойствие"











Студенческие аналоговые рисунки понятия "гнев"



Рисунок 7.8. Студенческие аналоговые рисунки понятия "гнев"









Студенческие аналоговые рисунки понятия "радость"



Рисунок 7.13. Студенческие аналоговые рисунки понятия "радость"












Студенческие аналоговые рисунки понятия "депрессия"



Студенческие аналоговые рисунки понятия "депрессия"












Студенческие аналоговые рисунки понятия "энергичность"



Рисунок 7.21. Студенческие аналоговые рисунки понятия "энергичность"












Студенческий рисунок угол комнаты



Рисунок 17.16. Студенческий рисунок: угол комнаты

Здесь необходимо уточнить, что карандаш функционирует как своего рода подвижная линия сетки (и глитч), относительно которой можно визировать углы, определять пропорции и проверять правильность наблюдений. Таким образом, карандаш становится упрощенным вариантом сетки. Благодаря простоте и элегантности этого метода, им пользуется большинство художников. Проще его лишь визирование "на глаз" - без использования каких-либо вспомогательных инструментов, - которым вы наверняка уже пользуетесь, хотя бы иногда.



Субтест на зрительное восприятие



Рисунок 3.7. Субтест на зрительное восприятие. Источник <Иляинойский тест психолингвистических способностей"' С. А. Керка, Дж. Дж. МакКарти и У. Д. Керка, 1968. Воспроизведено с разрешения издательства Иллинойского университета

Прилагаемые инструкции ясно задают вопрос о функциональном, а не зрительном подобии изображенных предметов. Предписанный составителями "правильный" ответ - сопоставить песочные часы с наручными часами, а не кофеваркой, которая выглядит как песочные часы. Рисунок З.Ь. Источник: *Иллинойский тест психолингвистических способностей" С. А. Керка, Дж. Дж. МакКарти И У. Д. Керка, 1968. Воспроизведено с разрешения издательства Иллинойского университета

Используя это и аналогичные упражнения, один исследователь тестировал трех взрослых пациентов, у которых ранее было повреждено левое (речевое) полушарие. Целью эксперимента было определить способность правого полушария каждого пациента (полушария, которое специализируется на обработке зрительно-образной информации) выполнять словесно-понятийный анализ, обычно осуществляемый левым полушарием. После теста ученый сообщил, что все три пациента набрали очень мало "очков", на уровне 5-6-летнего ребенка. Они не могли найти "правильные" ответы.



Сведение воедино некоторых новых идей



Сведение воедино некоторых новых идей

В духе комментариев моих студентов, что ваш "портретный" рисунок раскрыл для вас? Вы "видите" что-то новое, чего не видели раньше? Стал ли "изображенный" вами человек менее таинственным для вас, чем прежде? И удивились ли вы тому, как легко вы справились с этим рисунком, как легко вы пользуетесь визуальным языком, как вы умеете делать видимыми свои внутренние мысли и свое восприятие?

Остается сделать еще один важный шаг в упражнении с портретной аналогией: внимательно рассмотреть свой рисунок и отложить его в своей визуальной памяти - сделать своего рода мысленный снимок и сохранить его в форме, обеспечивающей быстрый доступ. Когда вы в следующий раз встретитесь с этим человеком или когда вам случится впоследствии думать о нем или о ней, извлеките эту аналогию из памяти. Вы наверняка вспомните ее очень ясно. Таким образом, используя визуальный язык рисунка, вы создали образ, полезный для понимания личных отношений, образ, гораздо более богатый, чем любое словесное описание, образ, который обеспечивает доступ к "мысли о чувствах". Вы снова сделали эту мысль видимой.



Световая логика Свет падает на



Рисунок 18.5. Световая логика. Свет падает на предметы и (логически) создает блики, отраженный свет и отброшенные тени, которые являются такими, какие они есть, благодаря форме предмета, на который падает свет











Таинственная тройка



Таинственная тройка

Трудности возникают с первой и средними стадиями творчества: Первым инсайтом, Вынашиванием и Озарением. Эти три стадии по общему признанию таинственны и ускользают от человеческого понимания. Что такое

"Фаза насыщения - это кропотливое исследование возможностей для зачаточной идеи. Прежде чем написать "Старого моряка" и "Кубла-Хана" Коулридж перечитал массу литературы о путешествиях. Готовясь к написанию "Моби Дика" Мелвилл с головой погрузился в изучение китобойного промысла с классических времен до его собственной эпохи". Джордж Неллер "Искусство и наука творчества*, 1965

"Классическим примером трудности верификации яатя-ются предпринятые супругами Кюри поиски неизвестного элемента в урановой руде. Возбуждение, которое они испытали, открыв новый источник энергии, было похоронено под годами изматывающего труда". Джордж Неллер, 1965

"Чтобы изобретать, нужно думать в стороне". Этьен Сурио "Теория изобретений*, 1881

"Я настаиваю на том, что слова совершенно покидают мой ум, когда я думаю по-настоящему, и целиком согласен с Гальтоном в том, что даже после того, как прочитаешь или услышишь вопрос, каждое слово исчезает в тот самый момент, когда начинаешь думать над ним... Я полностью согласен с Шопенгауэром, когда он пишет: "Мысли умирают в тот момент, когда они облекаются в слова"". Жак Адамар, 1945

История, которую любили рассказывать друзья Альберта Эйнштейна: Обсуждая с коллегой научную проблему, Эйнштейн иногда отходил на пару шагов от собеседника, говоря со своим очаровательным немецким акцентом: "Я немножко подумаю". Из книги <К столетию Эйнштейна*, под ред. А. П. Френча, 1979

Французский художник Жорж Брак не испытывал охоты проникать слишком глубоко в свое искусство:

"В моей работе существуют некоторые тайны, некоторые секреты, которых даже я не понимаю, да и не пытаюсь понять... Тайну чем больше раскапываешь, тем глубже она уходит: она всегда остается недостижимой. Тайны нужно уважать, если мы хотим, чтобы они сохраняли свою силу. Искусство бередит - наука успокаивает".

Цитируется в книге Джорджа Неллера Искусство и наука творчества", 1965

происходит в мозгу, отчего возникает Первый инсайт? Вопрос: что делает мозг в ходе Вынашивания с информацией, собранной в предыдущей стадии, стадии Насыщения? Великий французский математик Жак Адамар (см. цитату на с. 49) описывает свой творческий режим мышления. Но что происходило в мозгу Адамара, когда он "мыслил по-настоящему"? Он любил цитировать французского философа Этьена Сурио, который писал о необходимости "мыслить в стороне". Но где или что такое эта "сторона"? И что происходило в мозгу Эйнштейна, когда он отходил от коллеги, чтобы "немножко подумать"? Таковы ускользающие аспекты творчества. А Озарение, момент вдохновения, наверное, самое таинственное из всех.

Если рассматривать творческий процесс как единое целое, то мне кажется, что Насыщение и Верификация лучше всего укладываются в наше обычное представление о сознательном мышлении, в то время как Первый инсайт, Вынашивание и Озарение больше соответствуют ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. Насыщение и Верификация согласуются с логически-аналитическим мышлением, а Первый инсайт, Вынашивание и Озарение более соответствуют нашей общей концепции воображения и интуиции. Если обратиться к рисованию, то Насыщение и Верификация представляются подобными рассматриванию и именованию вещей, а Первый инсайт, Вынашивание и Озарение больше похожи на художественное видение и визуализацию.

Я долгое время считала, что рисование требует переключения познавательной работы мозга из доминирующего вербально-концептуального Л-режима в подчиненный зрительно-образный П-режим. Так это или не так, но художники подтверждают тот факт, что при рисовании происходит легкое изменение состояния сознания, ощутимый сдвиг в психическом состоянии, часто описываемый как "иной способ видения". Если художников спрашивают: "Когда вы работаете, вы находитесь в ином состоянии сознания?", большинство отвечает: "Да", даже не переспрашивая, что имеется в виду. Они знают, что вы имеете в виду, задавая такой вопрос, потому что занятие искусством обычно требует такого переключения сознания. Заметьте, однако, что художник осознает свое пребывание в состоянии "иного способа видения" только постфактум и часто не испытывает желания слишком глубоко копаться в природе иного психического состояния. Как сказал французский художник Жорж Брак, тайну "нужно уважать".

Некоторые аспекты "иного способа видения", однако, поддаются изучению. Например, человек в таком состоянии не способен поддерживать беседу (как и мне трудно говорить при демонстрационном рисовании) и очень недоволен, когда ему мешают. Кроме того, это психическое состояние порождает ощущение интенсивной концентрации, чего-то совершенно противоположного "мечтательности". Утрачивается чувство времени, нет чувства усталости, временами приходит ощущение почти откровения или почти мистического прозрения. Как выразился в цитате на полях Фредерик Франк, эго освобождается и разум "ныряет в действительность".



Так называемое "малое" полушарие



Так называемое "малое" полушарие

Судя по всему, П-режим, обычно располагаемый как вторая половина дихотомии (хотя в стихотворении Томпсон он занимает первую позицию), является наиболее ускользающим и наименее доступным из двух режимов познания. Язык настолько доминирует над невербальной половиной мозга, что древний вопрос "Можно ли мыслить без слов?" не находил разрешения на протяжении веков. Открытия Сперри, по-видимому, покончили с этими спорами, дав ответ "Да", но образное познание - слишком другой вид мышления. Поскольку вербальная система не в состоянии даже описать своего молчаливого партнера, П-режим остается большей частью вне повседневного вербального сознания, даже при том, что такая обычная деятельность, как вождение машины по автостраде, требует пространственно-образной обработки информации в П-режиме.

Творческий процесс - определенно неординарная деятельность: что это такое и как это делается, по-прежнему покрыто мраком, несмотря на многовековые размышления и исследования. Но то, что внес в наши знания о мозге Сперри, порождает некоторые новые мысли в отношении творчества. Например, творческий процесс может представляться поэтапным потому, что потребности каждой его стадии вынуждают мозг "переключать передачи", т. е. осуществлять переходы сознания из одного режима работы в другой и обратно. Джоанна Филд описывает такого рода переключение мышления в цитате на полях.



Тени озаряющие путь



Тени, озаряющие путь

Есть еще четвертый компонентный навык рисования, необходимый для точности восприятия: умение видеть и рисовать светотень. Этот процесс в терминологии искусства называется "световой логикой", но студенты часто именуют его "затенением". Каков его эквивалент в языке, задумалась я? Мы говорим о "ярких" или "темных" местах в рассказе или романе. Я думаю, что световая логика в восприятии эквивалентна художественному оформлению в языке, которое задает настроение, интонации и чувство реальности происходящего. Так и световая логика задает настроение, тон и обеспечивает, чтобы вещи "выглядели настоящими", выглядели такими, как они существуют в пространстве, объемными. И в отличие от визирования, которое почти каждому человеку дается с большим трудом, умение видеть и рисовать светотень дается с легкостью и удовольствием.

Изучение световой логики будет новым навыком для большинства читателей, как, вероятно, новыми были навыки восприятия сложных краев, негативных пространств, соотношений и пропорций. Но это последний из навыков, который требует изучения, поскольку пятый компонент, восприятие гешталъта - видение "самости", или уникальности, воспринимаемой вещи - появляется после освоения первых четырех навыков видения. Достаточно лишь напомнить читателю о необходимости замечать момент восприятия гешталъта, который обычно дает о себе знать внезапным постижением уникальности, сложности, красоты и "правильности" рисуемого объекта.



Тени озаряющие путь



Тени, озаряющие путь









Теперь начинайте рисовать



Теперь начинайте рисовать.

Закончив рисунок, рассмотрите его. Строго говоря, это не портрет; вы нарисовали свой инсайт - "взгляд внутрь" - человека, а не самого человека. Естественно, ваш инсайт и ваше восприятие могут отличаться от восприятия этого человека другими людьми или его собственного самовосприятия. Но это не имеет значения здесь. Целью этого рисунка было рисовать не то, что вы думаете, что знаете или что знает кто-то еше, но отыскать то восприятие в вашем уме, о котором вы не знаете на рациональном уровне сознания.

Теперь ваш рисунок можно "читать", отыскивая значение. Линии, которые вы нанесли, полны смысла для вас, потому что они обозначают идеи, уже существующие в вашем уме. Может быть, вы смогли бы закончить одну из следующих фраз?

"Я не понимал того, что..."

"Теперь я вижу, что..."

"Меня удивило то, что..."

"Я раньше по-настоящему не понимал, что..."

"Я застиг себя за тем, что рисую..."

Поскольку одним из требований творческого мышления является способность выводить инсайт на уровень рационального сознания, попытайтесь теперь изложить на словах то, что вы узнали - снабдить рисунок "ярлыком" и заключить неуловимое и хрупкое понимание в клетку слов. Я должна еще раз предупредить вас о том, что для того, чтобы иметь дело с инсайтом и увидеть то, что может показать вам рисунок, часто требуется большое мужество. С другой стороны, рисунок может показать вам некоторые приятные аспекты человека, которые могли оставаться вне вашего рационального сознания. Если вы поймали себя на том, что вы пожимаете плечами, глядя на рисунок, и говорите: "Мне это ничего не напоминает", я рекомендую вам либо посмотреть на него новым, свежим взглядом, либо попробовать нарисовать этого человека еще раз.

"Ярлык" для рисунка вы можете создать, записав свой инсайт (или инсайты) на бумаге или устно рассказав себе (или кому-то еще) про этот рисунок.

Портретные аналогии, выполненные студентами

Позвольте познакомить вас с некоторыми "портретными" рисунками, выполненными моими студентами, вкупе с их комментариями (Рисунок 8.2-8.7).

Я начну с того, что укажу вам на свежее, нестереотипное свойство этих рисунков - и, полагаю, вашего тоже. Как и в случае с предыдущими аналоговыми рисунками, как только требование производить на свет узнаваемые образы снимается, люди, не имеющие ни малейшей подготовки в изобразительном искусстве, создают изобретательные и экспрессивные рисунки. Кроме того, как и предыдущие аналоговые рисунки, эти портретные аналогии являются абсолютно уникальными, хотя зачастую содержат схожие структурные формы, составляющие часть визуального языка, который передает смысл зрителю.

А теперь портреты.



Теперь начинайте рисовать



Теперь начинайте рисовать.

Когда закончите, повернитесь и рассмотрите свой рисунок. Вы вновь увидите странные и красивые линии, свойственные "чистому контурному рисованию". Посторонний человек, конечно же, не поймет, что вы рисовали - из-за особенности процедуры чистого контурного рисования. Тем не менее этот рисунок имеет огромную ценность - он становится визуальной связью, метафорой, своего рода талисманом, означающим ваше проникновение в края рассматриваемой проблемы. Чтобы закрепить это в памяти, запишите в качестве названия или комментария под рисунком, что вам удалось понять, увязав это с названием предмета, который вы рисовали.

" Отыскивая сходства между удаленными друг от друга предметами или идеями, метафорически-аналоговое мышление открывает новые пути для мыслей и, значит, для творческого решения проблем.
Если непохожие вещи на самом деле в некоторых отношениях похожи, возможно, они похожи и в других отношениях; это и есть смысл аналогии. Мы преследуем мысль и находим несколько значений, новое понимание и часто новые решения старых проблем". Мортон Хант Вселенная внутри", 1982

Например: "Кленовый лист: теперь я вижу, что..." или "Теперь я понимаю, что должен поглубже заглянуть в..." и т. п. В качестве альтернативы вы можете записать несколько примечаний на самом рисунке.

Теперь внимательно рассмотрите свой рисунок со словесными примечаниями и запомните его. Отведите взгляд или закройте глаза; воссоздайте изображение перед мысленным оком. Если какие-то детали видятся смутно, еще раз посмотрите на рисунок и повторите процедуру. Помните, что в течение стадии Насыщения ваша цель - накапливать визуальные записи образов, связанные со словами, чтобы их можно было затем использовать в стадии Вынашивания.



Теперь начинайте рисовать



Теперь начинайте рисовать.

Когда закончите, уделите своему рисунку еще минутку внимания, полюбуйтесь на него, испытывая глубочайшее уважение к его цельности и гармонии и к правдивости вашего восприятия.



Теперь начинайте рисовать



Теперь начинайте рисовать.









Тереза Тракер 9 сентября 1984 г



Рисунок 2.7. Тереза Тракер, 9 сентября 1984 г.











Тереза Тракер портрет однокурсника 3 ноября 1984 г



Рисунок 2.8. Тереза Тракер, портрет однокурсника, 3 ноября 1984 г.









Тест на "альтернативное использование"



Рисунок 3.2. Тест на "альтернативное использование". Как можно быстрее перечислите, где можно использовать обыкновенный кирпич











Третья парадокс "утки/кролика"



Третья: парадокс "утки/кролика"

Двусмысленная фигура, придуманная психологом Джозефом Джастроу (Рисунок 16.12) может восприниматься с равным основанием либо как утка, либо как кролик. Заметьте, что когда идентификация переключается на кролика, вы склонны видеть, в некотором смысле, целого кролика, хотя показана только его голова. То же происходит и когда вы видите утку. Помните, линии не меняются - это очевидно. И все-таки при каждом взгляде они кажутся разными. Опять же заметьте, что переключения изображения происходят помимо вашей воли.



Три рисунка Р Ф за трехнедельный период



Рисунок 16.4. Три рисунка Р. Ф. за трехнедельный период