Художник внутри вас

         

Как использовать внутреннее сияние



Как использовать внутреннее сияние

"Человек должен научиться замечать слабый свет, который вспыхивает в разуме изнутри, и ценить его в большей степени, нежели небесное сияние краснобаев и мудрецов. Однако он отмахивается от своих собственных мыслей, потому что они - его.

В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии. Великие произведения искусства не несут в себе более впечатляющего урока для нас, чем этот урок. Они учат нас крепко держаться за свое мимолетное впечатление, даже когда нам противоречит целый хор голосов. Иначе завтра какой-нибудь незнакомец очень здраво скажет вам именно то, что вы всегда думали и чувствовали, и вы будете вынуждены со стыдом принять свое собственное мнение, исходящее от другого человека".

Ралф Уолдо Эмерсон *Уверенность в себе*, 1844

Следуя совету Эмерсона, я полагаюсь на один из таких внутренних проблесков. Основываясь на предчувствии, стойкой идее, подтверждаемой свидетельствами из записок и дневников творческих людей, на своем собственном опыте попыток сотворить нечто оригинальное и на том, что представляется Озарением ("Эврика!"), внезапным постижением связи между умением видеть и умением творить, я верю в то, что изучение рисования может улучшить творческие способности.

Недавние, но уже ставшие достаточно известными исследования того, как две половины человеческого мозга различаются по стилю работы и функциям, указывают на то, что способность рисовать связана, прежде всего, с визуальными, пространственными функциями правого полушария. Краткий обзор этих исследований представляется нелишним. Я обнаружила, что у некоторых из моих учащихся эта информация каким-то образом выскальзывает из головы и теряет свою ауру интереса и важности. Вот моя полушутливая теория о том, почему это происходит: возможно, левое (вербальное) полушарие мозга не всегда стремится узнать побольше о своем молчаливом партнере и, услышав известия о нем, предпочитает забыть их как можно скорее.



Как испоользовать внутреннее сияние



Как испоользовать внутреннее сияние









Как нарисовать свое имя



Как нарисовать свое имя



Возьмите лист бумаги и попробуйте проделать следующее:

Сначала просто распишитесь (нарисуйте свое имя!), как вы это обычно делаете.

Теперь на минутку отложите бумагу в сторону и посмотрите на ряд нижеследующих подписей. Имя в каждом случае используется одно и то же, чтобы не вносить путаницу. (Я составила имя и фамилию, просто дважды ткнув пальцем в телефонный справочник с закрытыми глазами.)



Как обманом отстранить Лрежим от решения задачи



Как обманом отстранить Л-режим от решения задачи

Каким бы упрямым Л-режим ни был, его можно обмануть. И он, по-видимому, так и не способен научиться противостоять этому обману. Этот обман может принимать разные формы - и перевернутое рисование, конечно, одна из них.

Художникам знакома такого рода хитрость, ведь, чтобы заниматься искусством, художник должен иметь доступ к тому, что американский художник и преподаватель Роберт Генри называл "высшим состоянием". Вот некоторые формы такого рода хитростей, используемых художниками: скучные, многократно повторяемые действия (многократное рисование одной и той же линии или формы); быстрые поверхностные зарисовки; длительные периоды пребывания в одиночестве и т. п. Генри предлагает просто долго держать кисть в руке, а английские писатели Теккерей и Саузи рекомендовали брать в руки перо и выжидать. Художники или писатели, не использующие эти трюки, иногда переживают так называемый "затор", возможно, связанный с отказом Л-режима уступить свое господствующее место.

Подобные заторы могут возникать и в творческой стадии Насыщения, когда Л-режим, фактически, отказывается "видеть" то, что на самом деле поступает "извне". Не могут ли те самые трюки, которые помогают художнику, сослужить службу и в творческом мышлении? Я уже высказала свою убежденность в том, что это действительно так. Осталось доказать это вам.

"Один известный британский физик как-то сказал (американскому психологу) Вольфгангу Колеру: "Мы часто говорим о трех "В": Bus, Bath и Bed (автобус, ванна и постель). Именно там делаются великие открытия в нашей науке"".

Джулиан Джеймс *Истоки сознания в анализе двухкамерного разума*, 1976



Как обмануть Лрежим



Как обмануть Л-режим

Теперь давайте попробуем выполнить перевернутый рисунок. Помните: цель такого рисования - обмануть Л-режим, чтобы он отстранился от работы, что происходит в тех случаях, когда ему оказывается слишком трудно именовать и распределять по категориям визуальную информацию, представленную в перевернутом положении. Что-бы продемонстрировать это в первую очередь самому себе, попробуйте прочитать приведенную на полях перевернутую надпись, сделанную от руки, и расшифровать перевернутую репродукцию (Рисунок 2.19). Затем переверните книгу, чтобы взглянуть на эти изображения в нормальном виде. Глядя на перевернутую надпись и перевернутый рисунок Делакруа, вы не заметили в себе легкое чувство раздражения? И не удивило ли вас, насколько иначе вы восприняли репродукцию Делакруа, когда перевернули ее в нормальное положение? Л-ре-жим, когда его заставляют разглядывать что-то в неправильном положении, словно говорит вам: "Послушай, я не переношу этих перевертышей. Я люблю, чтобы вещи находились в том положении, в котором они всегда находятся, чтобы я знал, на что смотрю. Если ты собираешься рассматривать перевернутые изображения, на меня не рассчитывай". Превосходно! Для рисования это именно то, что нам нужно!

Один джазовый пианист, некогда работавший с певицей Билли Холидей, сказал: "Билли иногда подходила к пониманию мелодии издалека". Радио KUSC, Лос-Анджелес, август 1982 г.



Как прочитать свою собственную линию



Как прочитать свою собственную линию

Теперь снова возьмите тот лист бумаги, на котором вы расписались. Держите его в вытянутой руке. Хорошенько рассмотрите свою подпись как рисунок (чем она и является). Попробуйте интуитивно прочитать, что выражает эта линия. Попробуйте на минутку избавиться от более или менее автоматических вербальных суждений, которые приходят на ум, вроде: "Мой почерк никогда не был особенно хорош", "Просто каракули какие-то. Иногда у меня получается лучше, если постараюсь", "Мой почерк становится все хуже и хуже" и т. д. Вместо этого постарайтесь увидеть формы, образуемые линией, стремительность или медлительность штрихов, выразительность всей "картины". Можете попробовать перевернуть лист вверх ногами, чтобы лучше разглядеть свойственную линии экспрессию.

Вы смотрите на изображение самого себя. В этой подписи присутствуют сведения о вас, вашем характере, ваших привычках, ваших отличительных чертах - все это выражено на богатом и сложном языке, который вы можете читать визуально, образно и интуитивно. Этот язык, понимаемый иначе, чем речь, параллелен вербальному языку и существует на некотором уровне сознания у каждого человека.

Чтобы убедиться в этом, проделайте следующий шаг, показанный на Рисунок 6.1. Под первой подписью напишите свое имя еще раз, но уже непривычной рукой - левой, если вы правша, или, наоборот, правой, если вы левша.

Теперь посмотрите на этот рисунок. В линии проявились новые, незнакомые вам качества - и кто-то, попытавшись прочитать такой рисунок, будет воспринимать вас иначе.

Теперь опять возьмите карандаш в ту руку, которой обычно пользуетесь, но на этот раз напишите свое имя задом наперед, т. е. справа налево и выписывая последнюю букву первой.


Опять посмотрите на рисунок. Вы увидите, что линия замедлилась, стала менее уверенной и, наверное, неуклюжей. Что вы думаете об этом "человеке" (имея в виду только характер линии и притворившись, что вы не знаете, что подпись сделана задом наперед)?

И последнее. Напишите свое имя непривычной рукой, на этот раз не глядя на руку, пока она пишет - отвернитесь в сторону или закройте глаза. Теперь рассмотрите эту подпись. Она покажет большую степень расстройства, тревоги и крайнюю степень неуверенности в себе. Опять же имейте в виду, что поскольку имя в вашей подписи не меняется, восприятие меняется только за счет характера линии.


Линия выворачивает внутреннее наружу

Обратите взгляд снова на первую, обычную для вас, подпись. Этот рисунок дает самый правдивый ваш образ, не искаженный накладываемыми извне ограничениями - т. е. моими условиями писать не той рукой, справа налево и т. д. Но важно отметить, что другие ваши подписи тоже дают правдивую картину и точную информацию: вашу реакцию на ограничения, накладываемые извне. Ваш почерк может в любой момент проявлять ваше душевное и физиологическое состояние, включая сложную и путаную информацию о вашей уверенности или неуверенности в себе, радости или огорчении, ясности или запутанности мышления, удовольствии или недовольстве, легко вы пишете или с трудом, быстро или медленно: все эти черты становятся объективными и видимыми. Линия может точно регистрировать не только "лучший случай" (ваша нормальная подпись), но и все другие состояния ума, во всей их возможной переменчивости. Однако эта линия все равно отражает конкретно вас и никого другого.

Визуальный язык линии - будь это линия подписи или рисунок иного рода - может быть переведен в слова, но лишь с большим трудом, потому что визуальная информация очень сложна и очень плотно упакована. Длинные строки описательных слов могут лишь начать распутывать сложность ряда нарисованных вами подписей. Однако разум способен охватить подпись целиком за долю секунды, постигая "послание", передаваемое линией за счет "скачка понимания". Это понимание, конечно, может усиливаться и углубляться через дальнейшее исследование и мышление, но первоначальный мгновенный инсайт часто бывает необходим для будущего понимания.



Как встать на новую точку зрения



Как встать на новую точку зрения









Как выйти за пределы предрассудков



Как выйти за пределы предрассудков

При обучении людей рисованию самое трудное - убедить их, что значение имеют не только объекты, что окружающие их пространства не менее важны. В искусстве есть даже такая поговорка: "Если можешь решить негативные пространства, считай, что решил рисунок (или картину, скульптуру)" - термин "решить" здесь означает создание рисунка, картины или скульптуры как единого, цельного образа. Наверное, труднее всего уловить идею о том, что пространства соединяют объекты. Или, лучше сказать, что пространства и объекты связаны между собой, образуя единую картину.



Как заставить линии говорить



Как заставить линии говорить











Какова площадь квадрата?



Рисунок 3.3. Какова площадь квадрата?











Кэрол Кларк отдел по связям с общественностью



Кэрол Кларк, отдел по связям с общественностью











Колдун* ТруаФрер ок 1500010000 до н э Высота 60 см Арьеж Франция



Рисунок 5.2. Колдун*. Труа-Фрер, ок. 15000-10000 до н. э. Высота - 60 см. Арьеж, Франция











Концепция творчества по Гельмгольцу



Рисунок 1.1. Концепция творчества по Гельмгольцу

Великий французский математик Анри Пуанкаре в 1908 г. предложил дополнить три стадии Гельмгольца четвертой, Верификацией. Пуанкаре описал стадию Верификации как придание решению конкретной формы и проверку его на наличие ошибок и на полезность (Рисунок 1.2).



Концепция творчества по Гетцельсу



Рисунок 1.3. Концепция творчества по Гетцельсу

Таким образом, у нас имеется приблизительная структура пяти стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификация (Рисунок 1.3). Эти стадии с течением времени переходят одна в другую. Каждая стадия может занимать разные промежутки времени, как показано на Рисунок 1.4, и эти временные отрезки могут неограниченно варьироваться. Только стадия Озарения, судя по свидетельствам, почти во всех случаях коротка - вспышка света, озаряющая объект. За исключением, хоть и важным, гештальт-психологов*, которые считают творчество несегментиро-ванным процессом, единой устойчивой линией мышления, имеющей целью решение всей проблемы, исследователи в целом согласны с той базовой идеей, что процесс творчества проходит последовательные стадии, возникающие через меняющиеся промежутки времени.



Концепция творчества по Пуанкаре



Рисунок 1.2. Концепция творчества по Пуанкаре

Затем, в начале 1960-х гг., американский психолог Джейкоб Гетцельс внес важную идею о стадии, которая

"Я могу вспомнить каждый камешек на дороге, по которой я проезжал в экипаже, когда, к моей радости, на меня снизошло решение".

Из книга "Жизнь и письма Чарльза Дарвина ", 1887

"Формулировка проблемы, - говорил Альберт Эйнштейн, - зачастую важнее самого решения, которое может оказаться лишь делом математических или экспериментальных навыков. Чтобы поднять новые вопросы, рассмотреть новые возможности, взглянуть на старые вопросы под новым углом, требуется творческое воображение, и именно этим отмечаются реальные достижения в науке".
А. Эйнштейн и Л. Инфельд ¦(Эволюция физики", 1938

Макс Вертхаймер вторит Эйнштейну:

"Функция мышления состоит не просто в решении существующей проблемы, но в открытии, предвидении, углублении вопросов. В великих открытиях зачастую важнейшим делом было найти нужный вопрос. Придумать и задать продуктивный вопрос зачастую важнее, зачастую является большим достижением, чем отыскание ответа на поставленный вопрос". М. Вертхаймер 'Продуктивное мышление". 1945



"Квадратура" наоборот Иллюстрация



Рисунок 17.22. "Квадратура" наоборот. Иллюстрация Сеймора Кваста (заголовок: "Как рисовать геометрические фигуры". Ниже: шаг 1, шаг 2 и т. д.)











Леонардо дл Винчи Фрагмент <Автопортрета* Рисунок красным мелком Туринская королевская библиотека



Леонардо дл Винчи Фрагмент <Автопортрета*. Рисунок красным мелком. Туринская королевская библиотека











Леонардо дл Винчи "Этюд головы



Леонардо дл Винчи "Этюд головы ангела", фрагмент. Серебряный карандаш на бумаге. Туринская королевская библиотека













Лестница стадий



Лестница стадий

Последовательные шаги творческого процесса, однако, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц описал свои собственные научные открытия в виде трех последовательных стадий (Рисунок 1.1). Гельмгольц назвал первую стадию научного исследования Насыщением, вторую стадию, стадию раздумий, - Вынашиванием, а третью стадию, стадию внезапного решения, - Озарением.



Левое полушарие



Левое полушарие











Линии Бена Шана



Рисунок 6.14. Линии Бена Шана











Линии Кокошки Рисунок 6 12 Линии Делакруа



Рисунок 6.11. Линии Кокошки Рисунок 6.12. Линии Делакруа









Линии Матисса



Рисунок 6.10. Линии Матисса











Линии Рембрандта



Рисунок 6.13. Линии Рембрандта











Линия и первая стадия творчества



Линия и первая стадия творчества

Таким образом, всякая линия является фразой, средством общения между человеком, который нарисовал линию, и человеком, который видит ее. Рисунок - гораздо более сложный способ выражения, обнажающий широкий диапазон мыслей и эмоций, многие из которых происходят из области бессознательного. Мы можем "читать" линию. Можно ли "читать" рисунок? Если это так, то мы можем сделать шаг в направлении обретения доступа к той части нашего разума, которая знает... больше, чем знает, что знает, - ту самую часть мозга, которая задает красивый вопрос, размышляет над нерешенной проблемой, делает первый шаг в творческом процессе - Первый инсайт.



Лори Хендерсон 6 сентября 1984 г



Рисунок 2.11. Лори Хендерсон, 6 сентября 1984 г.











Лори Хендерсон портрет однокурсницы 13 декабря 1984 г



Рисунок 2.12. Лори Хендерсон, портрет однокурсницы, 13 декабря 1984 г.











Лрежим линейное логическое основанное на языке мышление



Л-режим: линейное, логическое, основанное на языке мышление

Левое полушарие (у большинства людей) специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении. Одно из любимых его дел - давать названия и распределять по категориям. Оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, арифметике. В целом его система мышления линейна: первые вопросы решаются первыми, вторые - вторыми. Оно любит полагаться на общие правила, низводя переживания до уровня понятий, совместимых с его стилем познания. Оно предпочитает чистое, последовательное, логическое мышление, не отягощенное парадоксами или двусмысленностью. Возможно, из-за своей умопомрачительной сложности наша культура, как правило, делает упор на мышление в Л-режиме, тем самым укладывая всю эту сложность в рамки слов, символов или абстракций, которыми легко управлять и которые позволяют нам более или менее справляться со многими аспектами современной жизни.

Хорошим примером соответствующей стилю мышления в Л-режиме задачи из повседневной жизни является подведение счетов на вашей чековой книжке. Это вербальный, последовательный, линейный процесс, использующий слова и числа в соответствии с установленной процедурой.

Для начала делается предположение, что, если вы будете вести учет правильно, баланс должен сойтись на

"В наши дни стали нормой обвинения в адрес западной образовательной системы, что она подвергает правое полушарие дискриминации. В том, что наша система образования "полумозговая", сомнений нет, но является ли она "левомоз-говой"? Конечно, существуют важные различия в том, как два полушария мозга учатся. Левое полушарие любит конструктивность, постепенность, алгоритмы и логику. Оно извлекает пользу из конкретных примеров, ему хорошо подходит метод проб и ошибок; оно учится по правилам. Правое полушарие, с другой стороны, на конкретных правилах и примерах, по-видимому, не научишь. Наши исследования показывают, что оно не обладает внутренней моделью своих процессов отыскания решений, которую оно могло бы использовать в качестве образца и обноатять. Ему необходимы богатые и ассоциативные образы, которые оно стремится воспринимать целостно. Программированное обучение, конечно же, не подходит правому полушарию, но я не могу точно сказать, какой именно метод обучения годот-ся для нашей молчаливой половины. Правое полушарие настолько неуловимо, что нам легче сказать, чем оно не является, нежели, чем оно является".

Эран Зепдель Неуловимое правое полушарие мозга", 1978



Мартин Джонсон Хид (18191904)



Рисунок 7.18. Мартин Джонсон Хид (1819-1904). *Сумерки на соленых болотах". Уголь, белила и цветные мелки. Бостонский музей изящных искусств











"Мечтательнля голова" работы Алексея Явленского



"Мечтательнля голова" работы Алексея Явленского

Египетская скульптура и удивительно похожая на нее модель (Рисунок 18.28), напротив, представляют собой игру светотени. Их следует воспринимать и рисовать через светлые и темные формы. Обязательно обратите внимание на равенство верхней и нижней половин головы, когда голова находится прямо на "линии прицела". Это напоминание о том, что компонент соотношений и пропорций так же глубоко вплетен во все произведения искусства, как грамматика в литературу.

И, наконец, изображения, более абстрактные по сравнению с теми, что мы наблюдали ранее (Рисунок 18.29). Русский экспрессионист Явленский умышленно увеличил и упростил черты лица модели, добившись большой выразительности портрета. Вам было бы полезно попробовать сначала скопировать реалистическую версию, созданную фотографом Нэнси Уэббер (главным образом, игра светотени), а затем поработать с абстракцией в манере Явленского. Таким образом вы сможете пережить, что происходит в голове великого художника, когда его цель - "абстрагировать" сущность модели.



Метафорическая аналогия менеджмента



Рисунок 14.5. Метафорическая аналогия менеджмента.

Теория менеджмента "Путешествие к звездам" изложена в работе Вайно Суоянена Менеджмент и человеческий разум*, 1983

рассредоточиваться. Обследуйте любые намеки, любые связи, которые возникают в мозгу, пока вы рисуете. Ваша цель - достичь хотя бы легкого проникновения в какой-то из аспектов вашей головоломки, в какую-то выпирающую из нее деталь. Обязательно продолжайте рисовать, пока не прозвонит таймер.

Вы заметите, что поначалу ничего вроде бы не происходит, и Л-режим опять начинает протестовать, выплескивая свои логические аргументы, что это "абсурд, пустая трата времени" и т. д. и т. п. Не обращайте внимания на эти возражения и продолжайте рисовать. Мы рассчитываем не на большой инсайт, который придет позже, с Вынашиванием и Озарением, когда все данные будут составлены воедино, мы надеемся лишь на маленький шаг вперед, небольшое продвижение на пути к установлению новой взаимосвязи между головоломкой и всей проблемой. Пока ваша рука занята рисованием, мозг обрабатывает деталь как целую конфигурацию, которая находится во взаимосвязи со всей проблемой, глобальным понятием.



Многообразие форматов



Рисунок 8.1. Многообразие форматов

В романе ирландского писателя Джеймса Джойса *Порт-рет художника в юности*, написанном между 1904 и 1914 гг., герой по имени Стивен выделяет три "сети", которые угрожают ему: "Когда душа человека рождается в этой стране, над ней растянуты сети, которые не дают ей взлететь. Вы говорите мне о национальности, языке, религии. Я постараюсь обогнуть эти сети".

"Линия поддерживает безмолвный разговор между рисовальщиком и потоками его переживаний. Рисовальщик пытается поддерживать состояние, в котором его чувства напрямую соприкасаются с реальностью... Он ищет структуру внешности, взаимосвязи и порядка". Эдвард Хилл "Язык рисования", 1966

6. Имейте в виду, что этот рисунок покажет вам. когда вы закончите его, что у вас на (правом) уме насчет этого человека. Опять же, вы не можете знать этого заранее, т. е. до завершения рисунка, потому что то, что вы знаете, находится в той части ума, которая зачастую недоступна обычному мышлению. Цель этого рисунка - сделать видимым то, что уже есть у вас на уме, - не узнать что-то новое, но "обогнуть сети" языка и увидеть.



Модифицированный контурный рисунок выполненный студентом Марком Греем



Рисунок 15.11. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Марком Греем











Модифицированный контурный рисунок выполненный студентом Рачесом



Рисунок 15.12. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Рачесом

помеченная на Рисунок 15.14 буквой *d>, является частью руки, но ее легче нарисовать, если рассматривать в качестве негативного пространства/формы. Поскольку эта форма имеет общие края с пальцами, вы одновременно нарисуете соответствующий участок пальцев, но сделано это будет с меньшим трудом.

Другой пример: формы вокруг ногтей ("а" и "6" на Рисунок 15.14), воспринимаемые как негативные пространства, более информативны, чем сами ногти. Почему? Потому что понятие "ноготь" глубоко засело в ваш мозг, а, как вы уже видели, известные позитивные формы, когда они находятся в непривычном положении, искажающем их очертания, видеть и рисовать труднее. А поскольку форма вокруг ногтя имеет общие края с самим ногтем, вы неотвратимо рисуете сам ноготь, рисуя форму вокруг него, - и рисуете его правильно!

Вообще, если какой-то участок рисунка представляется вам трудным, сразу же переходите на прилегающую к нему позитивную форму, которую можно рассматривать как негативное пространство. Это ключевой момент, один из магических трюков, который делает рисование легким и приятным делом.

8. Настройте свой мозг на то, что эти кусочки "картинки-загадки" сложатся воедино, тесно взаимосвязанные таким образом, что каждый "кусочек" играет свою роль. Ваша задача - замечать эти взаимосвязи и регистрировать их такими, какие они есть, не спрашивая, почему они такие, какие они есть. Верьте своим глазам.



Морская анемона Epiactris pmlifera



Рисунок 14.3. Морская анемона Epiactris pmlifera. Фото Юджина Козлова, 1973. Из книги "Морская жизнь тихоокеанского побережья", 1973

В своей вышедшей в 1954 г. книге "Двери восприятия" английский писатель и философ Олдос Хаксли описал воздействие наркотического препарата мескалина на восприятие им обычных вещей - в данном случае, складок фланелевых брюк. Он увидел складки как "живые иероглифы, которые каким-то необычайно выразительным образом отражают непостижимую тайну абсолютного бытия... Складки моих серых фланелевых брюк наполнились "сутью".

6. Затем сконцентрируйтесь на каком-то одном аспекте проблемы, на том, что вам, возможно, представляется особенно интересной или озадачивающей деталью.

7. Выберите один из предметов. (В принципе, годится любой; П-режим исключительно гибок и ловок в отыскании аналогий.) Спросите себя: "В каком отношении проблема, над которой я работаю (или ее часть) похожа на этот предмет?" Будьте терпеливы - дайте своему (правому) мозгу поиграть с этой идеей. Постарайтесь рассмотреть проблему и объект так, словно они связаны воедино, словно объект является метафорой для проблемы. (Несколько фривольный пример на Рисунок 14.4 демонстрирует такую аналогично-метафоричную связь.) Концентрируйтесь на том, что вас смущает в вашей проблеме, и одновременно на выбранном предмете. Затем направьте внимание на одну конкретную деталь объекта. Фокусируйтесь на краях этой детали - на крае лепестка или на линиях узора на раковине, на какой-то части любого предмета, который вы рассматриваете.

8. Начав рисовать, ни в коем случае не смотрите на рисунок. Медленно, с одной и той же скоростью передвигайте взгляд и карандаш, регистрируя все, что видите. В мыслях при этом продолжайте концентрироваться на том, что смущает вас в вашей проблеме: не давайте мыслям



Мортон Хлнт "Вселенная внутри" 1982



Мортон Хлнт "Вселенная внутри", 1982



Мозг стремится к умозаключению



Мозг стремится к умозаключению

Почти в каждой группе, с которой я работала, определенная часть студентов оказалась просто неспособна "отыскать" одно или другое изображение, хотя оба эти изображения находились, разумеется, у них прямо перед глазами. Мозг, тщетно пытающийся прийти к умозаключению, - это почти болезненное переживание. В таких случаях, если прозрение наконец происходит, человек почти всегда издает непреодолимое восклицание радости и облегчения, возвращается к первому образу, снова переключается на второй, словно чтобы окончательно закрепить законность альтернативного восприятия.

Мне кажется, что преждевременное умозаключение является одной из главных преград как в процессе рисования, так и в самом творческом процессе. Первейшим требованием для стадии Насыщения, в которой вы в данный момент работаете, является открытость ума, безостановочный поиск информации и идей, так никогда и не удовлетворяющий потребность ума в окончательном выводе. Именно так происходит в рисовании: вы должны продолжать видеть, не позволяя себе преждевременное "знание". Каким же образом запустить в систему глитч, чтобы достичь открытости ума и единства восприятия (в Л- и П-режиме), необходимых для Насыщения?

Визирование: полезный глитч

Как и навыки восприятия краев и негативных форм/пространств, следующий базовый навык рисования, восприятие соотношений (главным образом, углов и пропорций), помогает обойти стороной предрасположенность мозга перескакивать на преждевременные, заранее запрограммированные умозаключения. Техника использования этого навыка именуется "визированием". Она восходит к эпохе Возрождения и среди прочих была проиллюстрирована великим немецким художником Альбрехтом Дюрером.

Идея запуска глитча в систему исходит от философа Дэниела Деннета. Деннет рассуждает о том, как трудно исследовать мозговые стратегии обработки информации:

"Недавно мне пришла на ум прекрасная аналогия. Предположим, вам дали задание поймать шпиона. Вам сказали: "Мы обнаружили, что к нашим врагам поступает утечка информации по различным вопросам, и хотим перекрыть этот канал; мы хотим, чтобы вы нашли шпиона". Как вы будете действовать?

Действенная стратегия, которая имеет много прекрасных аналогий в психологии познания - внедрить в определенное место немного дезинформации, умышленно ввести в систему ошибку.

Вы между делом подбрасываете некоторого рода ложный "факт"... а потом смотрите, не проявится ли немного погодя эта информация в действиях врагов". Если это происходит, говорит Деннет, "значит вы на верном пути к поимке шпиона".

Дэниел Деннет в диалоге с Джонатаном Миллером искусственный интеллект и стратегии психологических исследований*, 1983



Мозговые атаки открывающие настежь ворота мышления



Мозговые атаки, открывающие настежь ворота мышления









"Муж/любовник"



Рисунок 16.14. "Муж/любовник"

Австрийский писатель Роберт Музиль словесно описывает умонастроение, необходимое для принятия двусмысленностей или парадоксов: "Есть истины, но нет Истины. Я могу с абсолютно полным основанием утверждать две совершенно противоположные вещи и быть правым в обоих случаях. Одно понимание не должно подавлять другое - они оба имеют право на существование". "Дневники, афоризмы, эссе и речи", 1955

"муж/любовник*, см. Рисунок 16.14). Оригинальный рисунок, разработанный в 1930 г. американским психологом Э. Борингом, является воистину поразительным примером того, как восприятие может переключаться от одной идентификации или умозаключения к совершенно другой благодаря умело сконструированному набору линий, представляющих два совершенно равноправных, но очень разных изображения.

Понаблюдайте за тем, что происходит в вашем мозгу, когда вы останавливаете выбор на одном или другом образе: либо молодой девушки в ожерелье и меховом воротнике, оглядывающейся через плечо, либо старухи - настоящей ведьмы, - уткнувшей лицо в меховой воротник шубы. (Предоставляю вам самим решить, кто из них жена, а кто любовница.) Разрешив этот парадокс, вы легко отыщете изображения "мужа/любовника" - молодого человека и старика с бородой и в старомодном ночном колпаке.

С другой стороны, вы можете испытать чрезвычайные затруднения в видении альтернативных изображений. Это может указывать на то, что вы предпочитаете однозначные умозаключения. Ваш разум, заранее закрепившийся на первом изображении, может сопротивляться дальнейшей информации, которая подвергла бы сомнению первоначальную идентификацию. Это сопротивление может быть очень и очень сильным, как это обнаружила Кэрол Фреч, рисуя чашку. Если вы не можете увидеть "другую" фигуру, продолжайте пристально смотреть на рисунки; рано или поздно она "проявится".

Эти рисунки обладают странной притягательной силой. Разум, стремясь к окончательному результату и в то же время желая поймать второй образ, будет искать информацию, пока не "поймает" ее - в том смысле, в каком Р. Ф. "поймал" изменение ширины полос на флаге. Когда это произойдет, вы обнаружите, что видите вторую фигуру уже, так сказать, после того, как мозг "нашел" ее. Как это может происходить? Возможно, П-режим представляет Л-режиму два изображения, которые могут быть концептуализированы двумя совершенно различными, но равноправными путями, и Л-режим не может "определиться". Фактически даже после того, как Л-режим постигает оба изображения, он не может принять их одновременно - довольно интересный феномен.



Мышление посредством рисования



Мышление посредством рисования











Мыслится



Мыслится

Сколь бы продолжительной ни была стадия Вынашивания, она начинается, когда для мозга наступает время "подумать в сторонке", когда вы должны запрограммировать свой мозг на проработку проблемы и отыскание решения.

Я не случайно сформулировала последнюю фразу именно так, хотя можно было выразиться и попроще: пора вам "подумать в сторонке" и вам заняться проработкой проблемы. Но я предполагаю, что предложение в такой форме, в какой оно записано, точнее описывает суть вопроса, что в период Вынашивания мозг мыслит сам по себе, совершенно отличным от обычных процессов познания образом. Дневниковые записи творческих личностей разъясняют этот момент: Вынашивание происходит в то самое время, когда сам человек занят чем-то другим.

Споры относительно дихотомии мозг/разум и о том, кто "мыслит", мозг или человек, не стихают. Но как подчеркивает в цитате на полях анатом Дж. 3. Янг, при нынешнем уровне понимания строения и работы мозга эти споры могут быть чисто семантическими. Поэтому, следуя примеру творческих мыслителей, о которых упоминает в цитате на полях историк Давид Люфт, я предпочитаю формулировку "мыслится".

Эта формулировка "мыслится" имеет несколько иной оттенок по сравнению с более привычным представлением о том, что некое неизвестное что-то, происходящее в подсознании, со временем производит на свет желанное Озарение - "Ага!" Я намекаю на то, что мозг, сосредоточенный на проблеме и насыщенный информацией, связанной с языком, но выстроенной в форме зрительных образов (типа аналоговых рисунков), достигает некоторой точки, где сложность и плотность информации становятся слишком большими, чтобы ими можно было управлять более привычными способами. Вы, возможно, ощутили достижение этой критической точки в творческом процессе и сопровождающее ее беспокойство, когда в конце предыдущей главы я предложила вам рассмотреть "проблему целиком".

отвечают сознательные процессы, мы можем ошибаться в этом; реальной работой мозга может быть то, что безмолвно происходит за кадром". Дим Вулдридж "Механика мозга*, 1963

"Один близкий друг Эйнштейна сказал мне, что многие из великих идей физика приходили к нему, когда он брился, и настолько внезапно, что ему приходилось действоват и бритвой каждое утро с предельной осторожностью, чтобы не порезаться от неожиданности". Джулиан Джейнс "Истоки сознания в анализе двухкамерного разума", 1976

"Мыслит ли мозг? Некоторые люди сказали бы, что речь идет о путанице в понятиях: "Мыслит человек", - сказали бы они, а человек - не мозг. Мне следовало бы согласиться с этими критиками, но только отчасти и большей частью из-за нашего невежества в отношении мозга.

В настоящее время слово "мозг" означает что-то. лишь ненамного большее, чем масса белого вещества с извилинами. Можно ли изменить такое положение и придать слову "мозг" столь полное значение, что уже не будет семантической ошибкой говорить, что мозг мыслит?" Дж. 3. Янг "Программы мозга", 1978

Историк Давид Люфт в своей биографической книге "Роберт Музиль и кризис европейской культуры, 1880-1942 гг." пишет: "Роберт Музиль поддержал Лихтенберга, Ницше и Маха в своей предрасположенности к формулировке "мыслится" вместо формулы "я мыслю", общепринятой в западном мышлении со времен Декарта".

Австрийский писатель Роберт Музиль говорил:

"Мысль - это не нечто, наблюдающее за внутренним процессом, - это, скорее, и есть сам этот внутренний процесс.

Мы не размышляем над чем-то, - скорее, что-то мыслится в нас.

Мысль не заключается в том факте, что мы отчетливо видим что-то, происходящее в нас - скорее, в том, что некоторое внутреннее развитие выходит в эту ярко освещенную область".

Роберт Музиль, 1905. Цитируется его биографом Давидом Люфтом, 1980

Жак Адамар утверждал, что открытие есть выбор - выбор из доступной информации - и что

"этот выбор безоговорочно подчиняется чувству научной красоты". Потом он задал себе вопрос: "В какой области разума происходит этот процесс выбора? Ясно, что не в сознании". Адамар согласился с великим математиком Анри Пуанкаре, который пришел к выводу, что "бессознательному принадлежит не только сложная задача построения массы различных комбинаций идей, но также более деликатная и важная задача выбора тех комбинаций, которые удовлетворяют нашему чувству красоты и потому наверняка окажутся полезными". Адамар "Психология открытий в области математики", 1945

Эта точка, я полагаю, каким-то образом "распознается" и дает о себе знать на сознательном уровне (в Л-режиме). Охваченный тревогой, человек пытается найти выход из возникшей дилеммы: "Что мне делать} Отказаться? Отойти ото всей этой работы? Что-то же нужно с этим делать!" Наконец, усталый и возможно даже отчаявшийся, сознательный режим фактически говорит: "Хватит. Сам ищи ответ". Это намеренное "перепоручение" проблемы, я полагаю, выводит ее из-под контроля сознания, тем самым позволяя П-режиму, который способен справляться с задачами неимоверной сложности, "подумать в сторонке". Выполняя свои пространственные манипуляции со сложными структурами, П-режим "рассматривает" плотно упакованную информацию одновременно и комплексно, отыскивая соответствия, отыскивая смысл, пока все части не "лягут на свое место" и не станет "виден", наконец, ключ к структурному единству данных - организующий принцип.

Таким образом, я прихожу к выводу, что Вынашивание - это преимущественно манипуляция визуально структурированными вербальными и визуальными данными, осуществляемая большей частью в П-режиме, вне рационального сознания, до того момента, когда мозг пересылает образное "Ага!" обратно в более сознательные вербальные процессы. При этом перепоручении Озарение приобретает форму, доступную для восприятия в Л-режиме. Это может быть некий образ или сновидение, которому можно дать словесное название, словесное утверждение, принципиальная схема, математическая формула, изобретение, стратегия развития бизнеса или музыкальная тема, готовая для нотации в Л-режиме. Короче говоря, решение проблемы.

Мозг может даже чувствовать "приближение" решения. Есть свидетельства того, что в разные периоды решения проблемы изменяется частота пульса, причем сердце начинает биться быстрее с приближением решения. Моррис Стейн, психолог и профессор Нью-йоркского университета называет это "физиологическим осознанием" и говорит, что оно возникает, даже когда люди еще не знают, что решение проблемы найдено.



Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.2. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергичность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;
8. Смятение










Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.3. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергичность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;
8. Страх












Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.4. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергичность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;
8. Любовь













Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.5. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергичность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;
8. Истерия












Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.6. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергачность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;

8. Сиротливость








Надписи на рисунке 1 Гнев; 2 Радость;



Рисунок 7.7. Надписи на рисунке:
1. Гнев;
2. Радость;
3. Спокойствие;
4. Депрессия;
5. Энергачность/Сила;
6. Женственность;
7. Болезнь;
8. Смятение












Надписи на рисунке Зачем художники всегда так делают? Чтобы закрыть те части которые трудно рисовать



Надписи на рисунке: Зачем художники всегда так делают?
Чтобы закрыть те части, которые трудно рисовать.












Насколько вы наблюдательны? Сосчитайте количество букв "ч"



Рисунок 3.1. Насколько вы наблюдательны? Сосчитайте количество букв "ч":

В четверг четвертого числа в четвертой четверти четвертого часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж - чрезвычайно чисто!

Общее количество букв "ч":______

Вы, вероятно, обнаружите, как и я, что эти и сходные упражнения требуют, чтобы вы взглянули на проблему как-то по-новому, иначе. И как только вы найдете решение (или прочитаете ответ), ваша реакция, наверное, будет такой: "Ну конечно! Почему я сразу этого не заметил?" Можно предположить, что те из вас, кто это заметил, люди более "творческие", чем другие.

Большинство творческих упражнений имеют конкретные цели: увеличить гибкость ума в производстве идей (вы когда-нибудь пробовали проводить "мозговую атаку"?); повысить способность к визуализации и фантазированию (попробуйте вот это: 1) визуализируйте входную дверь своей квартиры, 2) представьте свою мать на потолке, 3) пройдите по стене подобно мухе); устранить культурные, вербальные или эмоциональные барьеры; повысить уверенность в себе и снизить степень самокритичности; увеличить число конкретных навыков мышления. Делается предположение, что творческие способности можно тренировать подобно навыкам игры в теннис или гольф.

Читая дальше, я обнаружила, однако, что этот подход имеет свои недостатки. Хотя эти тесты и упражнения зачастую выполнять интересно и весело и хотя обоснованность некоторых средств измерения творчества действительно установлена, маловато свидетельств того, что человек, наловчившийся выполнять творческие упражнения, действительно увеличивает выпуск оригинальных творческих идей и творческого труда. Более того, люди действительно творческие - те, кто работает творчески, - могут и не справляться в достаточной мере с тестами и упражнениями по "творческому" решению проблем.

Причина этого, как представляется, состоит в том, что большинство из этих тестов "бедны знаниями", если воспользоваться выражением писателя Мортона Ханта. Они ни о чем; в них мало содержания. Я обнаружила, что они действительно проверяют мою силу восприятия и стимулируют мышление, но при этом у меня сохранялось чувство, что они слишком мудрены и требуют слишком много времени, не оправдывая потраченных на них усилий.



Не упустите красивый вопрос



Не упустите красивый вопрос

Рассматривая (свою) реальность в форме "проблемных" рисунков, ищите части, которые смущают вас, которые кажутся не на месте или недостающими или которые "приходят на ум", когда вы меняете свою точку зрения, как в случае перевернутых рисунков. Не упускайте из виду вопросов: "Интересно, почему...?", "А что, если...?", "Но где же...?" или "Но что это?", "Что бы это могло значить?" Среди этих вопросов может скрываться "красивый" вопрос.

Если ответ на этот вопрос не приходит сразу, но вам кажется, что его очень важно найти, значит, вы, возможно, вошли в первую стадию творческого процесса - Первый инсайт. П-режим таинственным образом привлек внимание Л-режима к вопросу, который тот не смог отринуть, и вынудил его заняться поиском ответа. Чтобы найти ответ, Л-режим должен узнать побольше, научиться как можно большему, насытить мозг информацией, изучить каждую грань этого вопроса, который сидит отныне в мозгу и дожидается ответа.