Основы программирования на языке C

         

Дополнительные операции


В языке Си имеется около сорока операций. Те операции, которые мы рассмотрели, являются наиболее общеупотребительными. Рассмотрим еще три операции, наиболее используемые программистами.



В качестве операций языка Си


Операции вызова функции, индексирования и выбора. В качестве операций языка Си рассматриваются также скобки в вызове функции, квадратные скобки для индексирования массивов, точка и стрелка вправо для выбора компонентов структуры или объединения. Уровень этих операторов равен 1, все операции выполняются слева направо.


Для унарных операций требуется только


Унарные операции. Для унарных операций требуется только один операнд; эти операции либо префиксные, либо префиксные и постфиксные. Операция sizeof имеет два варианта: префиксная операция и унарная операция.


Порядок выполнения мультипликативных операций


Мультипликативные операции. Порядок выполнения мультипликативных операций - слева направо.


Уровень приоритета аддитивных операций равен


Уровень приоритета аддитивных операций равен 4. Выполняются эти операции слева направо.


Уровень приоритета операций сдвига равен


Уровень приоритета операций сдвига равен 5. Порядок выполнения операций - слева направо.


неравенства равен 7, выполняются они


Уровень приоритетов операций равенства/ неравенства равен 7, выполняются они слева направо.




Уровень приоритета операций отношения равен


Уровень приоритета операций отношения равен 6. Выполняются эти операции слева направо.


Операция больше: >


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int.

Использование:

ae1>ae2

Истина, если ae1 больше, чем ae2.

Пример:

if(x>0) printf("positive");



Операция больше или равно: >=


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int.

Использование:

ae1>=ae

Истина, если ae1 больше или равно ae2.



Операция деления: /


В языке Си символ / указывает на операцию деления. Величина, стоящая слева от этого знака, делится на величину, расположенную справа от этого знака. Например, в результате выполнения оператора

l = 126.0 / 2.0;

переменной l будет присвоено значение 63.0. Над данными целого типа операция деления производится не так, как над данными с плавающей точкой: в первом случае результат будет целым числом, а во втором - числом с плавающей точкой. В языке Си принято правило, согласно которому дробная часть у результата деления целых чисел отбрасывается. Это действие называется "усечением".

Рассмотрим пример, как выполняется усечение и чем деление целых чисел отличается от деления чисел с плавающей точкой:

main( ) { printf("деление целых: 5/4 это %d \n", 5/4); printf("деление целых: 6/3 это %d \n", 6/3); printf("деление целых: 7/4 это %d \n", 7/4); printf("деление чисел с плавающей точкой: 7./4. это %2.2f \n", 7./4.); printf("смешанное деление: 7./4 это %2.2f \n", 7./4); }

Последний пример на использование смешанных типов, т.е. деление вещественного числа на целое. Язык Си менее строго подходит к подобным вопросам, и позволяет выполнять такие операции.

!Смешения типов следует избегать!

Результат выполнения указанной программы:

деление целых: 5/4 это 1 деление целых: 6/3 это 2 деление целых: 7/4 это 1 деление чисел с плавающей точкой: 7./4 это 1.75 смешанное деление: 7./4 это 1.75

Результат деления целых чисел округляется не до ближайшего целого, а всегда до меньшего целого числа. Когда мы смешиваем целые числа и числа с плавающей точкой, результат будет таким же, как если бы оба операнда были числами с плавающей точкой. В этом случае перед делением целое преобразуется в число с плавающей точкой. Для того чтобы понять, что происходит в тех случаях, когда в одном операторе используется несколько операций, рассмотрим порядок выполнения операций. Совершенно очевидно, что изменение порядка выполнения действий может приводить к различным результатам. В языке Си каждой операции назначается уровень старшинства. Умножение и деление имеют более высокий уровень, чем сложение и вычитание, поэтому они выполняются первыми. Если же две операции имеют один и тот же уровень старшинства, они выполняются в том порядке, в котором присутствуют в операторе. Для большинства операций обычный порядок - слева направо. Операция = является исключением из этого правила. Многие программисты предпочитают представлять порядок вычислений с помощью дерева выражений. Например, выражение


(a+b)*c

будет выглядеть так:

* / \ + c a b

Мы можем составить таблицу правил описанных нами операций. В дальнейшем мы приведем таблицу, где содержатся правила, относящиеся ко всем операциям языка Си.

Таблица 1.1. Операции в порядке уменьшения уровня старшинстваОперацииПорядок вычисления
( )слева направо
- (унарный) слева направо
* / слева направо
+ - (вычитание) слева направо
= справа налево

Операция деления по модулю: %


Эта операция используется в целочисленной арифметике. Ее результатом является остаток от деления целого числа, стоящего слева от знака операции, на число, расположенное справа от нее. Например, 63%5, читается как 63 по модулю 5, имеет значение 3, т.к. 12*5+3.

В результате выполнения оператора

minutes=time%60;

переменной minutes будет присвоено значение остатка от деления time на 60.



Операция дополнения до 1: ~


Тип операнда - интегральный. Тип результата: int, long, unsigned.

Пример:

opposite=~mask;

Дополнение до единицы значения mask. Результат присваивается переменной opposite.



Операция индексирования массива: []


Синтаксис:

array [2]

Значением выражения является третий элемент массива.

Присвоение значения 26 одиннадцатому элементу массива записывается таким образом:

array[10]=26;

Первый элемент массива описывается выражением array[0] (более подробно о массивах описано в лекции 12).



Операция изменения знака: -


Знак минус используется для указания или изменения алгебраического знака некоторой величины. Например, в результате выполнения последовательности операторов

teg = -15; get = -teg;

переменной get будет присвоено значение 15. Когда знак используется подобным образом, данная операция называется "унарной". Такое название указывает на то, что она имеет дело только с одним операндом.

Пример:

x = -x;

Операция изменяет алгебраический знак x.



Операция косвенной ссылки: *


Это указатель на любой тип T, кроме void. Тип результата T.

Использование:

*pe

Значением выражения является переменная, адресуемая указателем pe.

Пример 1:

*ptr=c;

Пример 2:

*fpe;

Значением выражения является функция, адресуемая указателем fpe.

Пример 3:

fpe=*funcname; (*fpe)(arg1, arg2);



Операция логическое И: &&


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int. Если первый операнд равен 0, то результат равен 0. В противном случае результат будет равен 1, если второй операнд не равен 0, и равен 0, если второй операнд равен 0 (если первый операнд равен 0, то второй операнд не вычисляется).

Использование:

e1&&e2

Логическая операция И значений e1 и e2. Вначале проверяется значение e1; значение e2 проверяется только в том случае, если значение e1 -Истина. Значением выражения является Истина, если значения e1 и e2 - Истина.

Пример:

if(p!=NULL&&*p>7) n++;

Если p - не нулевой указатель и значение переменной, на которую указывает p, больше, чем 7, то в этом случае n увеличивается на 1. Обратите внимание, что если значение указателя p равно NULL(0), то выражение *p не имеет смысла.



Операция логического отрицания: !


Тип операнда - арифметический или указатель. Тип результата - int. Если операнд равен 0, то результат равен 1 и наоборот.

Пример:

if(!good) printf("not good");



Операция меньше: <


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int.

Использование:

ae1<ae2

Истина, если ae1 меньше, чем ae2.

Пример:

if(x<0) printf("negative");



Операция меньше или равно: <=


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int.

Использование:

ae1<=ae2

Истина, если ae1 меньше или равно ae2.



Операция определения требуемой памяти в байтах: sizeof


Тип операнда - значение любого типа или имени типа. Тип результата - unsigned. Используется как sizeof (выражение) или sizeof (имя типа).

Пример:

n=sizeof(arname)/sizeof(int);

Число элементов в массиве целых чисел, определяемое как число байт в массиве, поделенное на число байт, занимаемых одним элементом массива.



Операция получения адреса: &


У этой операции тип операнда есть переменная любого типа, кроме void. Тип результата - указатель на Т.

Использование:

&v

Значением выражения является адрес переменной v.

Пример:

myptr=&n;



Операция получения остатка: %


Тип операндов - интегральный. Тип результата int, unsigned, long. Знак остатка машинно-зависим.

Использование:

ae1%ae2

Остаток от деления по модулю.

Пример:

j=i%2;

Если i четное число, то j равно нулю.



Операция поразрядное И: &


Тип операндов - интегральный. Тип результата: int, long, unsigned.

Использование:

ie1 & ie2

Побитовая операция И двоичных представлений ie1 и ie2. Значение выражения содержит 1 во всех разрядах, в которых и ie1 и ie2 содержат 1, и 0 во всех остальных разрядах.

Пример:

flag=((x&mask)!=0);



Операция поразрядное исключающее или: ^


Тип операндов - интегральный. Тип результата: int, long, unsigned.

Использование:

ie1^ie2

Побитовая операция исключающее ИЛИ двоичных представлений ie1 и ie2. Значение выражения содержит 1 в тех разрядах, в которых и ie1 и ie2 имеют разные двоичные значения, и 0 во всех остальных разрядах.

Пример:

diffbits=x^y;



Операция поразрядное включающее или: |


Тип операндов - интегральный. Тип результата: int, long, unsigned.

Использование:

ie1 | ie2

Побитовая операция ИЛИ двоичных представлений ie1 и ie2. Значение выражения содержит 1 во всех разрядах, в которых ie1 или ie2 содержат 1, и 0 во всех остальных разрядах.

Пример:

attrsum=attr1 | attr2;



Операция присваивания: =


В языке Си знак равенства не означает "равно". Он означает операцию присваивания некоторого значения. С помощью оператора

yar=2004;

переменной c именем yar присваивается значение 2004, т.е. элемент слева от знака = - это имя переменной, а элемент справа - ее значение. Мы называем символ = операцией присваивания. В этой операции действие выполняется справа налево.

Возможно, различие между именем переменной и ее значением покажется незначительным? В таком случае давайте рассмотрим следующий оператор:

i=i+1;

C математической точки зрения это бессмыслица. Если вы прибавляете единицу к конечному числу, результат не может быть равен исходному числу. Но как оператор присваивания данная строка имеет вполне определенный смысл, который можно выразить, например, такой фразой. Взять значение переменной с именем i, к нему прибавить 1, а затем присвоить новое значение переменной с именем i.

Оператор вида

2004=yar;

на языке Си не имеет смысла, поскольку 2004 - число. Мы не можем присвоить константе какое-то значение; ее значением является она сама. Поэтому, помните, что элемент, стоящий слева от знака =, всегда должен быть именем переменной. Операнд - это то, над чем выполняются операции. Например, можно описать процесс "поедания" картошки как применения операции "поедание" к операнду "картошка".

Операция присваивания в языке Си представляется более интересной, чем в большинстве других языков. Рассмотрим простую программу:

/* таблица результатов по шахматам */ main( ) { int l, m, n; n=m=l=165; printf("l m n\n"); printf("Счет первой партии %4d %8d %8d\n", l, m, n); }

Присваивания выполняются справа налево: сначала переменная l получает значение 165, затем переменная m и наконец n. В языке Си имеется несколько других операций присваивания, которые отличаются от описанной операции. Их мы рассмотрим попозже.

Представим еще один пример простой программы:

/* использование операции присваивания */ main( ) { /* переменные number, ouzo, cost инициализируются конкретными значениями*/ int number=5; float ouzo=13.5; int cost=31000; printf("number ouzo cost\n"); printf("number=%d ouzo=%f cost=%d\n", number, ouzo, cost); }



Операция присваивания: =


В языке Си знак равенства не означает "равно". Он означает операцию присваивания некоторого значения. С помощью оператора

yar=2004;

переменной c именем yar присваивается значение 2004, т.е. элемент слева от знака = - это имя переменной, а элемент справа - ее значение. Мы называем символ = операцией присваивания. В этой операции действие выполняется справа налево.

Возможно, различие между именем переменной и ее значением покажется незначительным? В таком случае давайте рассмотрим следующий оператор:

i=i+1;

C математической точки зрения это бессмыслица. Если вы прибавляете единицу к конечному числу, результат не может быть равен исходному числу. Но как оператор присваивания данная строка имеет вполне определенный смысл, который можно выразить, например, такой фразой. Взять значение переменной с именем i, к нему прибавить 1, а затем присвоить новое значение переменной с именем i.

Оператор вида

2004=yar;

на языке Си не имеет смысла, поскольку 2004 - число. Мы не можем присвоить константе какое-то значение; ее значением является она сама. Поэтому, помните, что элемент, стоящий слева от знака =, всегда должен быть именем переменной. Операнд - это то, над чем выполняются операции. Например, можно описать процесс "поедания" картошки как применения операции "поедание" к операнду "картошка".

Операция присваивания в языке Си представляется более интересной, чем в большинстве других языков. Рассмотрим простую программу:

/* таблица результатов по шахматам */ main( ) { int l, m, n; n=m=l=165; printf("l m n\n"); printf("Счет первой партии %4d %8d %8d\n", l, m, n); }

Присваивания выполняются справа налево: сначала переменная l получает значение 165, затем переменная m и наконец n. В языке Си имеется несколько других операций присваивания, которые отличаются от описанной операции. Их мы рассмотрим попозже.

Представим еще один пример простой программы:

/* использование операции присваивания */ main( ) { /* переменные number, ouzo, cost инициализируются конкретными значениями*/ int number=5; float ouzo=13.5; int cost=31000; printf("number ouzo cost\n"); printf("number=%d ouzo=%f cost=%d\n", number, ouzo, cost); }



Операция присваивания


v <знак>= e

приблизительно эквивалентна оператору присваивания

v = v<знак> e

Пример 1:

y+=2; /* Увеличение переменной y на 2 */ p+=n; x-=3; ptr-=2; timesx*=x; x/=2; x%=10; x>>=4; x<<=1; remitems&=mask; control^=seton; additems |=mask;

Типы операндов и результата сложного оператора присваивания можно определить на основании этой эквивалентности. Однако приведенный эквивалент для сложного оператора присваивания не совсем точен. В выражении

v <знак>= e

операнд v вычисляется только один раз, в то время как в выражении

v = v <знак> e

этот операнд вычисляется дважды. Это различие проявляется в побочных эффектах, связанных с вычислением операнда v, например, при изменении значения какой-либо переменной. Рассмотрим это на примерах:

a[i++]* = n;

При выполнении вычисление левого операнда дает побочный эффект - увеличение значения переменной i. Следовательно, это присваивание не эквивалентно присваиванию

a[i++] = a[i++]*n;.

Эквивалентом первой операции присваивания может служить последовательность операций

a[i]=a[i]*n; i=i+1;

а эквивалентом второй - последовательность операций

a[i]=a[i+1]*n; i=i+2;

или последовательность операций

a[i+1]=a[i]*n; i=i+2;

в зависимости от того, какая часть операции присваивания вычисляется раньше - левая или правая. Порядок таких вычислений не определен.



Операция простое присваивание: =


Тип операндов: арифметические, указатели, объединения или структуры. Тип результата: если оба операнда имеют арифметический тип, то значение правого операнда преобразуется к типу левого операнда.

Использование:

v=e

Присваивание значения e переменной v.

Пример:

x=y;



Операция равенство: ==


Тип операндов - арифметический или указатель. Тип результата - int.

Использование:

ie1==ie2

Истина, если ie1 равно ie2, иначе - ложь.



Операция сдвига влево: <<


Тип операнда - интегральный. Тип результата - такой же, как у левого операнда. Правый операнд преобразуется к типу int. Левый операнд сдвигается на число разрядов, равное значению правого операнда. Освобождающие разряды заполняются нулями.

Использование:

ie1<<ie2

Двоичное представление ie1 сдвигается влево на ie2 разрядов, освобождающие разряды заполняются нулями.

Пример:

four=x<<2;



Операция сдвига вправо: >>


Тип операнда - интегральный. Тип результата - такой же, как у левого операнда. Правый операнд преобразуется к типу int. Левый операнд сдвигается на число разрядов, равное значению правого операнда. Сдвиг будет логическим сдвигом, если левый операнд имеет тип unsigned.

Использование:

ie1>>ie2

Двоичное представление ie1 сдвигается вправо на ie2 разрядов. Сдвиг вправо может быть арифметическим (т. е. освобождающиеся слева разряды заполняются значениями знакового разряда) или логическим в зависимости от реализации, однако гарантируется, что сдвиг вправо целых чисел без знака будет логическим и освобождающиеся слева разряды будут заполняться нулями.

Пример:

x=x>>3;



Операция сложения: +


Выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Например, в результате работы оператора

printf("%d", 100 + 65);

на печать будет выведено число 165, а не выражение 100+65. Операнды могут быть как переменными, так и константами. Операция + называется "бинарной", или "диадической". Эти названия отражают тот факт, что она имеет дело с двумя операндами.

Пример:

i=j+2;

Переменной i присваивается значение переменной j плюс 2.



Операция сложения: +


Тип операндов:

арифметический;один операнд указатель, другой - интегрального типа; оба операнда не могут быть указателями.

Тип результата: int, unsigned, long, double, указатель. Перед сложением значение целого операнда умножается на величину элемента данных, тип которых соответствует типу указателя.

Использование:

ae1+ae2

Сумма значений ae1 и ae2.

Пример 1:

i=i+100;

Первоначальное значение i увеличивает на 100.

Пример 2:

last=arname+arsize-1;

Присваивает переменной last адрес последнего элемента массива arname.



Операция сложения: +


Выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Например, в результате работы оператора

printf("%d", 100 + 65);

на печать будет выведено число 165, а не выражение 100+65. Операнды могут быть как переменными, так и константами. Операция + называется "бинарной", или "диадической". Эти названия отражают тот факт, что она имеет дело с двумя операндами.

Пример:

i=j+2;

Переменной i присваивается значение переменной j плюс 2.



Операция сложения: +


Тип операндов:

арифметический;один операнд указатель, другой - интегрального типа; оба операнда не могут быть указателями.

Тип результата: int, unsigned, long, double, указатель. Перед сложением значение целого операнда умножается на величину элемента данных, тип которых соответствует типу указателя.

Использование:

ae1+ae2

Сумма значений ae1 и ae2.

Пример 1:

i=i+100;

Первоначальное значение i увеличивает на 100.

Пример 2:

last=arname+arsize-1;

Присваивает переменной last адрес последнего элемента массива arname.



Операция сложное присваивание: =


Обозначим <знак> один из знаков : +, -, *, /, %, >>, <<, &, ^, |.

В результате выполнения операции присваивания

v=e

где v - переменная, а e - выражение, значение выражения становится новым значением переменной v.



Операция уменьшения: --


Тип операнда - те же, что и для ++. Тип результата - те же, что и для ++.

Использование:

--iv

Уменьшение iv на 1. Значением этого выражения является значение iv после уменьшения.

Пример:

i=--j;



Операция уменьшения: --


Каждой операции увеличения соответствует некоторая операция уменьшения, при этом вместо символов ++ мы используем --. Когда символы -- находятся слева от операнда - "префиксная" форма операции уменьшения. Если символы -- стоят справа от операнда - это "постфиксная" форма операции уменьшения.

В соответствии с принятым в языке Си порядком вычислений операции увеличения и уменьшения имеют очень высокий уровень старшинства. Только круглые скобки обладают более высоким приоритетом. Поэтому выражение a/b++ означает (a)/(b++), а не (a/b)++.

!Не применяйте операции увеличения или уменьшения к переменной, присутствующей в более чем одном аргументе функции. Не применяйте операции увеличения или уменьшения к переменной, которая входит в выражение более одного раза.



Операция уменьшения: --


Тип операнда - те же, что и для ++. Тип результата - те же, что и для ++.

Использование:

--iv

Уменьшение iv на 1. Значением этого выражения является значение iv после уменьшения.

Пример:

i=--j;



Операция уменьшения (постфиксная): --


Тип операнда - те же, что и для ++(постфиксная).

Использование:

iv--

Уменьшение iv на 1. Значением этого выражения является значение iv до уменьшения.

Пример:

j=i--;



Операция умножения: *


Операция умножения обозначается знаком *. При выполнении оператора

z = 3 * x

значение переменной x умножается на 3, и результат присваивается переменной z.



Операция умножения: *


Тип операндов - арифметический. Тип результатов: int, unsigned, long, double.

Использование:

ae1*ae2

Произведение значений ae1*ae2.

Пример:

z=35*5;



И равен 8. Выполняются такие


Уровень приоритета операции поразрядное И равен 8. Выполняются такие операции слева направо.


Уровень приоритета операции поразрядное исключающее


Уровень приоритета операции поразрядное исключающее ИЛИ равен 9. Порядок выполнения таких операций слева направо.


Уровень приоритета операции поразрядное включающее


Уровень приоритета операции поразрядное включающее или равен 10, порядок выполнения таких операторов - слева направо.


и равен 11. Выполняется операция


Уровень приоритета логической (условной) операции и равен 11. Выполняется операция слева направо.


Уровень приоритета операции равен 12,


Уровень приоритета операции равен 12, выполняются такие операции слева направо.


Уровень приоритета операции равен 13,


Уровень приоритета операции равен 13, выполняются такие операции слева направо.


Уровень приоритета операции равен 14,


Уровень приоритета операции равен 14, выполняются такие операции справа налево.


Уровень приоритета операции равен 15,


Уровень приоритета операции равен 15, выполняются такие операции слева направо.


Операция условный оператор: ?


Тип операндов - арифметические; второй и третий операнды могут быть указателями, структурами, объединениями. Тип результата: int, long, unsigned, double, указатель, структура или объединение. Второй и третий операнды преобразуются к одному и тому же типу.

Условный оператор является единственным оператором, для которого необходимы три операнда; используется он следующим образом:

a ? b : c

где a, b, c - выражения. Если a не равно 0, то результат выражения a ? b : c равен b; иначе результат равен c. Из двух последних операндов вычисляется только один.

Использование:

ae?e1:e2

или

pe?e1:e2 (где pe - указатель)

Если истинно ae или pe, то выполняется e1; иначе выполняется e2. Значением этого выражения является значение выражения e1 или e2.

Пример:

abs=(i<=0)?-i:i;



Операция увеличения: ++


Операция увеличения осуществляет следующее простое действие: она увеличивает значение своего операнда на единицу. Существуют две возможности использования данной операции: первая, когда символы ++ находятся слева от переменной (операнда), - "префиксная" форма, и вторая, когда символы ++ стоят справа от переменной, - "постфиксная" форма. Эти две формы указанной операции различаются между собой только тем, в какой момент осуществляется увеличение операнда. Префиксная форма изменяет значение операнда перед тем, как операнд используется. Постфиксная форма изменяет значение после того как операнд использовался.

В примере,

j=i++;

переменной j сначала присваивается значение i, затем значение переменной i увеличивается на 1.



Операция увеличения: ++


Тип операнда - арифметический или указатель. Тип результата: int, unsigned, long, double, указатель. Значение операнда увеличивается, и становится новым значением операнда. Значение указателя увеличивается на величину указываемого объекта, значения других операндов увеличиваются на единицу.



Операция увеличения: ++


Операция увеличения осуществляет следующее простое действие: она увеличивает значение своего операнда на единицу. Существуют две возможности использования данной операции: первая, когда символы ++ находятся слева от переменной (операнда), - "префиксная" форма, и вторая, когда символы ++ стоят справа от переменной, - "постфиксная" форма. Эти две формы указанной операции различаются между собой только тем, в какой момент осуществляется увеличение операнда. Префиксная форма изменяет значение операнда перед тем, как операнд используется. Постфиксная форма изменяет значение после того как операнд использовался.

В примере,

j=i++;

переменной j сначала присваивается значение i, затем значение переменной i увеличивается на 1.



Операция увеличения: ++


Тип операнда - арифметический или указатель. Тип результата: int, unsigned, long, double, указатель. Значение операнда увеличивается, и становится новым значением операнда. Значение указателя увеличивается на величину указываемого объекта, значения других операндов увеличиваются на единицу.



Операция увеличения, постфиксная: ++


Тип операнда - арифметический или указатель. Тип результата: int, unsigned, long, double, указатель. Значение операнда увеличивается, но возвращается старое значение операнда. Значение указателя увеличивается на величину указываемого объекта, другие операнды увеличиваются на единицу.

Использование:

iv++

Увеличение iv на 1. Значением этого выражения является значение iv до увеличения.

Пример:

j=i++;

Использование:

pv++;

Увеличение указателя pv на 1, так что он будет указывать на следующий объект того же типа. Значением этого выражения является значение pv до увеличения.

Пример:

*ptr++=0;

Присвоить значение 0 переменной, на которую указывает ptr, затем увеличить значение указателя ptr так, чтобы он указывал на следующую переменную того же типа.



Операция выбора компонентов структуры или объединения: .


Синтаксис:

struct.element

Значением этого выражения является элемент element структуры struct или объединения (см. лекцию 14). Оператор:

struct.element=1963;

присваивает значение 1963 этому элементу.



Операция выбора компонентов структуры с указателем: ->


Синтаксис:

my_birthday->day,

my_birthday - указатель на структуру. Оператор:

my_birthday->day=26;

присваивает значение 26 структурной переменной day, на которую указывает my_birthday.



Операция вычитания: -


Выполнение операции вычитания приводит к вычитанию числа, расположенного справа от знака -, из числа, стоящего слева от этого знака. Оператор

n = 163.00 - 100.00;

присваивает переменной n значение 63.00.



Операция вычитания: -


Выполнение операции вычитания приводит к вычитанию числа, расположенного справа от знака -, из числа, стоящего слева от этого знака. Оператор

n = 163.00 - 100.00;

присваивает переменной n значение 63.00.



Операция вычитания: -


Тип операндов:

арифметический;один операнд - указатель, другой - интегрального типа;операнды - указатели одного типа.

В первом случае тип результата: int, unsigned, long, double. Во втором случае тип результата - указатель. До вычитания значение целого операнда умножается на величину элемента данных, тип которых соответствует типу указателя. В третьем случае тип результата - int. Результат - число объектов, отделенных двумя указателями.

Арифметические действия с указателями. Арифметические действия с указателями отличаются от арифметических действий с обычными целыми значениями, и определяются следующим образом. Предположим, что i является целым выражением, а указатели p и q указывают на элементы типа Т. Сложение значения i и p эквивалентно сложению числа ячеек памяти в байтах, занятых i элементами типа Т. Аналогично определяется операция вычитания. Результат вычитания двух указателей типа *Т является не разностью значений двух указателей, а числом элементов типа Т, размещенных между ячейками, ссылки на которые обеспечиваются указателями. Никакие другие арифметические действия с указателями не допускаются. Вычитание указателей имеет смысл только для указателей, ссылающихся на элементы одного и того же массива, поскольку только в этом случае разность адресов элементов массива всегда равна произведению целого значения на величину элемента.

Использование:

ae1-ae2

Разность значений ae1 и ae2.

Пример 1:

i=j-100;

Использование:

pe-ie

Адрес переменной типа pe, меньше на ie адреса, заданного указателем pe.

Пример 2:

first=last-arsize+1;

Использование:

pe1-pe2

Число переменных типа pe в диапазоне от pe2 до pe1.

Пример 3:

arsize=last-first;



Операция вызова функции: ( )


Пример 1:

fe(e1, e2,...,en);

Вызов функции fe с аргументами e1, e2, ..., en. Значением этого выражения является значение, которое возвращает функция.

Пример 2:

x = sqrt (y);



Операция запятая: ,


Тип результата совпадает с типом правого операнда. Операция объединяет два выражения в одно выражение, значением которого является значение правого операнда; значение левого операнда вычисляется только для получения побочных эффектов.

Использование:

el,e2

Сначала выполняется выражение e1, потом выражение е2. Значением всего выражения является значение выражения е2.

Пример:

for(i=A,j=B;i<j;i++,j--) /* организация циклического повторения. Оператор со счетчиком */ p[i]=p[j];

Примеры простых задач

/* Задача № 1 (пример на использование операции *) Определить площадь боковой поверхности конуса радиуса r и имеющего длину образующей l.*/ #include <stdio.h> #include <math.h> /* подключение библиотеки математических функций */ const float pi=3.14159; float r=10; float l=50; float s; main() { s=pi*r*l; printf("\n Площадь боковой поверхности s=%f",s); }

/* Задача № 2 (пример на использование операций +, * и /. Тело движется прямолинейно с ускорением. Даны а(м/сек2) - ускорение, V(M/C) - начальная скорость. Требуется определить, какой путь пройдет тело за t секунд.*/ #include <stdio.h> float а, v, t, s ; main() { a=20.2; v=50.3; t=65; s=(v*t)+(a*t*t/2); printf("\n Путь s=%f M",S); } /* Задача № 3 (пример на использование операций =, / и вычисления степени). Вычислите среднее арифметическое и среднее геометрическое трех чисел а,b,с.*/ #include <stdio.h> #include <math.h> float a=b=c=2005.1; float x,у; main () { x=(a+b+c)/3; y=pow( (a*b*c),(1/3)); /*функция pow берется из библиотеки math.h*/ printf("\n среднее арифметическое x=%f",x); printf("\n среднее геометрическое y=%f",y); } /* Задача № 4 (пример на использование операций =,*, / и функции hypot. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.*/ #include <stdio.h> #include <math.h> float x=y=50.7; float z,s; main() { z=hypot(х, у) ;/* вычисление гипотенузы*/ s=x*y/2; printf("\n гипотенуза=%f см",z); printf("\n Плoщaдь=%f кв см",s); }



Основные операции


Рассмотрим способы обработки данных - для этого язык Си имеет широкий набор возможностей. Основные арифметические операции: сложения, вычитания, умножения, деления. Операции в языке Си применяются для представления арифметических действий. Например, выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Рассмотрим операции =, +, -, *, /. В языке Си нет операции возведения в степень.



Перечень операций языка Си


Рассмотрим множество операций языка Си. Описанные операции входят в это множество. Язык Си отличается их большим разнообразием. В этом разделе будет обсуждаться их семантика. Каждая операция характеризуется уровнем приоритета и порядком, в котором эти операции выполняются - слева направо или справа налево. Если все операции выражения имеют один и тот же уровень приоритета, то значение выражения вычисляется слева направо в соответствии с порядком выполнения операций. Все операции с одним и тем же уровнем приоритета имеют один и тот же порядок. Однако если в выражении имеются операции с различными уровнями приоритета, то сначала выполняются операции с наивысшим уровнем приоритета, затем - следующего за ним приоритета и так далее в порядке убывания приоритета. Операции одного уровня приоритета выполняются в последовательности, указанной их порядком.